?

Log in

No account? Create an account
   Journal    Friends    Archive    Profile    Memories
 

Что надо уметь 24-летнему - morfizm


Mar. 1st, 2016 12:32 am Что надо уметь 24-летнему

Наткнулся на статью "What are some skills every 24 year old should know?"
К сожалению, она среднего размера. Была бы она меньше, можно было бы заострить внимание на действительно важных вещах. Была бы она больше, можно было бы всесторонне всё рассмотреть, а также подробней всё расписать: привести нормальную аргументацию, рассмотреть альтернативы и т.п. Ну и с выбранным я не очень согласен. Вернее, согласен частично: некоторые вещи вошли бы в мой 24 y.o. список, некоторые вещи неплохие, но не достойны top 5, некоторые лишние, а некоторые должны войти в 12 y.o. список, потому в 24 y.o. списке им не место.

Ещё - статья ориентирована на "полезные привычки", что надо "уметь и делать". Типичная проблема 24-летних не в том, что они не знают, что делать, а в том, что они не знают, почему это важно. Отсутствует какой-то кусочек глубинного понимания проблемы, без которого не работает мотивационный механизм.

Я попробую исправить ошибку и сделать очень коротко, а также больше в идейную сторону. Итак, что, на мой взгляд, 24-летнему человеку хорошо бы понимать для счастья и успеха в жизни из того, что он обычно не понимает к этому возрасту.

1. Высокий этический стандарт более важен, чем кажется. Чем банальнее вещь, тем, как правило, она важнее. Например, честность. В какой-то момент всё это начинает конвертироваться в работу, деньги, друзей, успехи в личной жизни, и даже в здоровье (когда высокий стандарт применяется по отношению к себе).
1.А. Принципы надо соблюдать во всех ситуациях без исключения. Именно ситуации, когда хочется срезать угол, тестируют их на прочность.

2. Надо не бояться потерь и ошибок. Любая учёба построена на ошибках, и много ошибок это хороший сигнал, означающий что учёба идёт хорошо. Потери тоже могут быть хорошим сигналом, т.к. могут сопровождать попытки брать всё большие куски. В какой-то момент они будут выпадать из рук, это совершенно нормально - учимся брать больше.

3. Надо, в основном, делать то, что хочется, а не то, что от тебя ожидают. В частности, лучше воздержаться от планирования детей, если нет непреодолимого желания их иметь, и сначала "дорасти" до этого непреодолимого желания.
3.А. Но делать то, что хочется, это только "в основном", скажем, 60%. Надо понимать, что оставшиеся 40% это противная нудная рутина, и именно она нередко определяет критически важную для работы способность заканчивать проекты - как на работе, так и в быту. Надо уметь любить эту рутину и придавать ей не меньше важности, чем всему остальному.

4. Надо уметь посвящать 100% внимания одному человеку и одному делу, а также уметь отключаться-расслабляться и не посвящать никакого внимания вообще ничему. Те, кто гордятся своими способностями к мультизадачности, либо заблуждаются и работают в очень неэффективном режиме (по отдельности они бы делали суммарно больше и, главное, выше по уровню сложности), либо у них вытесняющая многозадачность и они просто научились очень быстро переключаться, но на самом деле в одну единицу времени они посвящают 100% внимания чему-то одному. Быстро переключаться не во всех делах возможно.

5. Надо много улыбаться, радоваться жизни, и делиться с окружающими положительным настроем. Если в жизни в целом есть хоть какой-то смысл кроме "побыстрее сжечь всю нефть на планете", то он именно в этом: делиться позитивом. Но главное - положительный настрой организует человека на очень эффективную работу. В положительном настрое легче сосредоточиться, легче решать проблемы, легче таскать тяжести. Можно делать в разы больше работы за то же время и, главное, качественнее, особенно если работа интеллектуальная.
5.А. А ещё, улыбка и хорошее настроение - это два конца одного шнура. Потянешь за один, потянется другой. Мы привыкли, что тянуть можно только с одной стороны - сначала раздобыть хорошее настроение, а оно уже приводит к улыбке. На самом деле можно тянуть с другой стороны тоже. И так в очень многих вещах: если видны две вещи, одна из которых причина, другая следствие, возможно, они так же точно "взаимосвязаны", и причину можно поменять местами со следствием.

6. Учёба не закончилась в университете, она там только началась, и она на всю жизнь. Ощущение снижения её интенсивности - это ярчайший признак, что нужно немедленно что-то менять, и искать пути возвращения к учёбе. Кстати, п.6 и п.2 также относятся и к п.1 - этические стандарты тоже нужно стремиться постоянно повышать, и да, ошибки там тоже будут. Если делать работу надо ошибками и учиться на них (стараться их не повторять), то будет реальное повышение стандарта.

7. Здоровье человека ухудшается с каждым годом. Надо предугадывать, каким оно будет через 5 лет, и уже сегодня вести такой образ жизни, который подготовит к этому будущему состоянию. Если просто подождать 5 лет, то менять образ жизни будет многократно труднее, потому что будет меньше сил, чтобы его поменять.

В свои 24 я знал про п.4 и п.5 (отдельно скажу - п.4 был бы продублирован в моём списке "важнейших идей для 12-летнего"), подозревал п.1. и п.2, не знал п.3, п.6 и п.7.

7 comments - Leave a commentPrevious Entry Share Next Entry

Comments:

From:sasha_gil
Date:March 1st, 2016 09:09 am (UTC)

№ 6 versus № 7

(Link)
Честно говоря, мне идея бесконечной учёбы ради учёбы без поправок кажется порочной. Более правильной видится сбалансированная схема, в которой доля усилий наработки отдачи от "ранее выученного" с возрастом увеличивается в сравнении с усилиями на выучивании чего-то нового. Примеры приводить не буду (но, по требованию, их можно накопать из серии ЖЗЛ, так сказать).
From:morfizm
Date:March 1st, 2016 09:15 am (UTC)

Re: № 6 versus № 7

(Link)
Я хотел акцентировать не на том, реально ли пригождается ли выученное, а на режиме, в котором работает мозг. Режим познавания нового он приниципиально другой по сравнению с выполнением деятельности, все аспекты которой очень знакомы. Как раз в районе 24 есть повышенный риск ошибочно войти в этот второй режим, который по началу явно неприятен, но ты себя приучаешь к нему, руководствуясь неправильными идеями, вроде "это жизнь, к этому надо привыкнуть", и потом из него трудно выбраться. Ухудшается качество жизни. Тупеешь.

Из той же серии, скажем, совет минимум раз в месяц физически быть в месте, где ты никогда в жизни не был - как минимум, чтобы тренировать связку между органами чувств и когнитивной функцей мозга. В юности ты и так постоянно в новых местах, и как бы не придаёшь этому значение, потому что и так всё делаешь правильно. В 24+ уже есть риск увязнуть в неменяющемся окружении.

Конечно, я не призываю быть "вечным студентом" и ходить из университета в университет. Учиться надо on the job, чтобы и приносить пользу от существующих умений, и, одновременно, брать новые.

Edited at 2016-03-01 09:19 am (UTC)
From:sasha_gil
Date:March 1st, 2016 09:30 am (UTC)

Re: № 6 versus № 7

(Link)
Спасибо, я думаю над этим, в принципе (но на данный момент идея "пора бы уже работать на выход" перевешивает). Пример практический - планирование семейного (супружеского) отпуска. Ехать в странные новые места с рисками "потратить больше энергии" (из-за того, что логистика, риски, на мне всё равно) с непонятными (i.e. довольно мутными) бонусами, или сделать что-то привычное для "восстановления энергии" (когда я могу относительно расслабиться)? У нас дети выросли, я склоняюсь больше в сторону второго.
From:morfizm
Date:March 1st, 2016 09:40 am (UTC)

Re: № 6 versus № 7

(Link)
Ехать в новые места это не обязательно тяжёлая семейная поездка куда-то далеко на два дня, с планированием и большим расходом эмоциональной энергии.

Это может быть что-то простое, как, например, поехать на работу непривычным (более долгим) путём. Или съездить на полчаса куда-то в пределах города, напр., в книжный магазин. Без семьи. Тогда ты совмещаешь и эмоциональное восстановление (ты без людей, и делаешь это чисто для себя, расслабиться) и полезные когнитивные процессы по парсингу нового окружения (ты таки в другом месте, где ты никогда ещё не был).

Насчёт работы - понятно, если у тебя выход совсем близок на горизонте, то совсем не обязательно стремиться к чему-то новому - можно уж добежать спринт и бросить, но это уже будет ближе к разделу советов "тем, кому за 40", а не "24" :) Я хоть и мечтаю early retirement в каком-то обозримом будущем, но во-первых, даже 15 лет это сумасшедше огромный срок, это не спринт, а марафон. Во-вторых, я совершенно не вижу себя расслабляющимся остаток жизни. Я, скорее всего, понапридумываю себе беготни, просто это будет другая беготня, возможно, чуть больше "доставляющая".
From:analystoffuture
Date:March 1st, 2016 09:23 am (UTC)
(Link)
Я не могу себя порой заставить на чем - то сосредоточиться или сесть за что-то, учить ) ну это вы помните из моей темы в ру_психолог. хотя, уже прогрессы есть. Из 20-30 минут в неделю, прогрессировал в 20-30 минут в день )
From:morfizm
Date:March 1st, 2016 09:28 am (UTC)
(Link)
А вы пробовали структурно к этому подходить? Например, совсем не обязательно сосредотачиваться на чём-то длительное время. Пусть будет 5 минут, потом полминуты перерыв (расслабились, подумали о чём-то отвлечённом), потом ещё 5 минут + полминуты, и ещё. После трёх раз перерыв на 2 минуты. Каждые минут 40-50 перерыв на 10 мин. Каждые часа 3 - перерыв побольше (скажем, на полчаса пойти погулять, или отдохнуть, или пообщаться с кем-то на отвлечённые темы).

Ещё - хорошо помогают какие-то внешние напоминания или таймер на часах. Выставил на 15 мин, и поставил себе небольшую задачу - теперь можно смело погрузиться в неё, не боясь, что вовремя не выйдешь из погружения, ведь в нужный момент зазвенит таймер.
From:ermouth
Date:March 1st, 2016 11:53 am (UTC)
(Link)
> Те, кто гордятся своими способностями к мультизадачности, либо заблуждаются и работают в очень неэффективном режиме

Насчёт скилла «держать фокус» ты прав, а вот насчёт многозадачности – нет.

Многозадачность – это не когда ты долго в состоянии делать всё одновременно (и плохо – тут ты прав). Это когда ты в состоянии некоторый короткий период (часы – уже прекрасно, дни – ты гений администрирования) контролировать множество быстроменяющихся обстоятельств и адекватно реагировать.

Это позволяет без поломок проходить периоды существенного overcapacity и выруливать ситуации, которые никакой вытесняющей многозадачностью не вырулить, просто времени не хватит.

Многозадачность – полезный скилл, и он поддаётся тренировке. Жонглирование там, одновременная игра на нескольких досках, просмотр двух кино без звука сразу – всякое такое.