?

Log in

No account? Create an account
   Journal    Friends    Archive    Profile    Memories
 

Художественное - morfizm


Oct. 9th, 2013 09:27 pm Художественное

Краем глаза прочёл несколько страниц современной фантастики, и смог сформулировать, что мне не нравится в модной литературе. Главная претензия - количество энтропии на единицу объёма. Мысль маленькая, а текста много. Вторая - это напущенная таинственность. Третья - это совершенно негодное применение выразительных средств (эпитетов, метафор, сравнений), которые чрезмерно преувеличивают и вызывают странные ассоциации, отвлекая от главной мысли, которой там и так мало. Злоупотребление бессмысленными уточняющими оборотами. И ещё - злоупотребление жаргоном. Больше жаргона, чем даже в обычной бытовой речи.

Я не помню точных цитат, но в демонстративных целях могу составить пример, в котором будут все перечисленные изъяны.

Возьмём какую-нибудь простую мысль. Например:
"У Васи и Пети конфликт интересов".

Добавляем напущенной таинственности.
Легче всего это сделать, выдумыв извращённые имена:
"У Тыродындрона и Миходория конфликт интересов".

Добавляем чрезмерный художественный элемент.
"Интересы Тыродындрона и Миходория столкнулись как мотоциклы на горной дороге."
(Отлично, особенно для тех, кто недавно видел настоящие аварии мотоциклов на горной дороге.)

Добавляем бессмысленные уточняющие обороты.
"Интересы Тыродындрона и Миходория столкнулись как спортивные мотоциклы Хонда CBR500R на горной дороге, понятно, обошлось не без нарушений скоростного режима под влиянием алкоголя."

Добавляем жаргон.
"Интересы Тыродындрона и Миходория столкнулись как две хонды CBR500R на горной дороге, где оба байкера нажрались как свиньи и гнали, что есть мочи."

Когда я читаю подобный текст, я чувствую себя компилятором. Голова впитывает исходный материал, шуршит вычислениями, раскручивая обратно эту цепочку преобразований, и через несколько секунд выдаёт "У Васи и Пети конфликт интересов". Я не понимаю, как люди *такое* могут не просто читать, а ещё и читать очень быстро, и получать удовольствие от прочитанного.

Tags:

16 comments - Leave a commentPrevious Entry Share Next Entry

Comments:

From:archaicos
Date:October 10th, 2013 04:48 am (UTC)
(Link)
Ты не попадаешь в целевую аудиторию. :) Тебе надо вместо такой современной литературы читать Кнута, Ландавшица и т.п., где количество полезной информации на единицу площади листа зашкаливает, а иногда и вовсе не помещается и подразумевается, требуя вывода, в то время как лишней информации нет. :) Кстати, вот тебе и элемент таинственности: порой хрен поймёшь как от A пришли к B. :))


Edited at 2013-10-10 04:51 am (UTC)
From:eternele
Date:October 10th, 2013 05:43 am (UTC)
(Link)
+

если хочется читать мысли - читайте Ландавшица. художественные книги - они про другое.
From:morfizm
Date:October 10th, 2013 05:50 am (UTC)
(Link)
Ну почему же? Классическая литература, например, нередко довольно богата мыслями. И эпитеты там вдумчивые, которые скрашивают уточняют образ, а не служат каким-то абсурдным наполнителем из букв.

Сравните, неукрашенный вариант: "нежный".
Украшенный красиво: "нежный как весенний бриз".
Украшенный чрезмерно: "нежный как мозги новорождённой обезьяны".
From:eternele
Date:October 10th, 2013 12:57 pm (UTC)
(Link)
мне кажется, у фантастики другая цель - будоражить и захватывать. на вас это не действует.
From:slavetnaya
Date:October 10th, 2013 01:42 pm (UTC)
(Link)
Последнее тоже имеет право на существование, потому что называется: "брутально", так как есть те, кого бризом уже не проймешь - т.е. не включишь воображение, а это есть цель фантастики.
From:morfizm
Date:October 10th, 2013 05:56 am (UTC)
(Link)
У Кнута ровно обратная проблема. Там чтобы прочесть нужна какая-то несоразмерная инвестиция по времени. (Сравни по времени с "объяснить", когда ты уже прочёл и понял, а кому-то надо объяснить, чтобы он имплементировал.)

P.S. Ландавшица :)

From:chura24
Date:October 10th, 2013 06:57 am (UTC)
(Link)
Люди сейчас взрослеют позже, живут дольше. Естественно, энтропии в мире больше. А то лопнуть можно от объема информации ))
From:morfizm
Date:October 10th, 2013 08:14 am (UTC)
(Link)
Я же жаловался не на избыток энтропии, а на её недостаток. (В данном случае энтропия ~= количество информации). Люди взрослеют позже, живут дольше, энтропии в мире больше, и хочется это всё заценить, извлечь как можно больше за единицу времени. Хочется, чтобы в беллетристике дополнительные буковки несли дополнительный полезный смысл (ну или, в частности, рисовали более глубокую и сложную эмоциональную картину).

В том отрывке, на который мне довелось случайно наткнуться (не ручаюсь, что показательный пример, может, просто не повезло? :)) буковки казались на 90% бессмысленными, или, даже не бессмысленными, а в чём-то вредными, вызывающими совершенно странные ассоциации невпопад (может, автор надеялся, что каждый увидит что-то своё, с чем "срезонирует" и проигнорирует остальное?).
From:chura24
Date:October 10th, 2013 09:48 am (UTC)
(Link)
///В данном случае энтропия ~= количество информации/// Если так, то энтропия - это нечто обратно пропорциональное количеству информации. Энтропия = хаос, а информация (в нашем случае) - упорядочена.
From:morfizm
Date:October 10th, 2013 04:38 pm (UTC)
(Link)
Энтропия - мера неопределённости, мера хаоса, и она же - мера информации (почитайте определение). В хаосе больше информации, чем в порядке. Если мы смотрим на тексты, то больше всего информации в случайной последовательности знаков. Попробуйте сжать архиватором, и она не сожмётся вовсе, или сожмётся только на отношение количества используемых бит в кодировках. Чем больше предсказуемости, тем информации меньше, и тем оно лучше сжимается. Если мы с вами решим, что какой-то кусок избыточен, т.е. его можно заменить без малейшей потери смысла на какой-то другой, или выкинуть вовсе, то информации он не несёт. Соответственно, в нашем случае, энтропия на страницу текста низка.
From:chura24
Date:October 10th, 2013 05:26 pm (UTC)
(Link)
ИНФОРМАЦИЯ
(informatio — ознакомление, представление — лат.)
1) любые сведения, данные, сообщения, передаваемые посредством сигналов; 2) уменьшение неопределенности в результате передачи сведений, данных, сообщений — в этом качестве И. противопоставляется энтропии.
From:morfizm
Date:October 12th, 2013 08:35 am (UTC)
(Link)
Я ответил постом.
http://morfizm.livejournal.com/811082.html
From:ermouth
Date:October 10th, 2013 10:40 am (UTC)
(Link)
Вполне себе общая тенденция. Это как код с обилием комментов, которые ничего не объясняют.
From:slavetnaya
Date:October 10th, 2013 01:39 pm (UTC)
(Link)
Мозг имеет два полушаря - эмоции и логику. Большинство людей пользуются одним значительно чаще, нежели вторым. Так же есть составляющие - воображение, музыкальность (например некоторые сопровождают свои посты музыкой, а кому-то это кажется лишним) и т.д., а также понятие качества - низкий уровень менталитета, высокая точность и т.д.

Исходя из этого завода образуется продукт. У каждого он индивидуален. Для другого завода этот продукт может быть востребован (как банки для производителя овощной консервации), а может быть непонятен и чужд (как автопокрышки для того же завода консервации). Популярную востребованность имеют универсальные заводы, умеющие удовлетворить спрос большинства (а большинство вообще не развито - им подойдет полуфабрикат из телевизора - даже читать не нужно - сиди принимай). Остальные находят друг друга по некоторым точкам соприкосновения. Например, тебе может нравится логика, но мешать трехмерность, краски, индивидуальные обороты в плане владения языком.

Если говорить не только на твоем языке, но и о твоем примере, безразличному человеку хватит твоей информации. Но если она действительно интересна, возникнет вопрос: "А в чем он заключается?". И тебе придется ответить: "В том, что они столкнулись на трассе". И дальше: "А почему?". Тебе придется отвечать: "Потому что были пьяны" или "Набухались" в зависимости от воспитания и ситуации - с близким ты человеком разговариваешь или публикуешь новость для всех.

Попытка максимально емко, в силу своих возможностей, описать ситуацию экономит время читателю и если это книга, то спрашивать будет не у кого, а если все моменты низкого качества, то проблема в низком качестве продукции в принципе.
From:me_milady
Date:October 10th, 2013 08:23 pm (UTC)
(Link)
Я недавно так лекцию для не-айтишников слушала (бизнес-анализ). Даже мысленно пыталась сокращать слова лектора. Сижу и думаю "ну вот слова его последних пяти минут можно свести просто к выражению <если А то Б, а если С но не К, то Х> - зачем растягивать это на пять минут? сказал правило и двигайся дальше, не нужно же жевать это всё".
From:me_milady
Date:October 10th, 2013 08:25 pm (UTC)
(Link)
Это всё 21 век влияет )))) Войну и мир можно пересказать кратко и по существу ... но зачем-то же её писали длинную.

Edited at 2013-10-10 08:26 pm (UTC)