morfizm (morfizm) wrote,
morfizm
morfizm

Category:

Абьюз ревьюз

В США есть модное веяние (в духе "мы 99%" и других зелёных/маргиналов) - флешмобы на Yelp/Google reviews против хозяев мелкого бизнеса, которые постят какой-то неадекват в фейсбук или твиттер, или просто высказывают непопулярное мнение о чём либо.

Я читал много подобных историй. Самая свежая, вот, про мороженное:
http://www.bizjournals.com/jacksonville/news/2016/07/21/avondales-florida-creamery-faces-backlash-after.html

Так что уже "накопилось" и пора выразить своё мнение.

1. Я считаю, что техническая возможность подобного поведения - это абьюз. Ревью должны отражать качество продукта и ТОЛЬКО его, а не взгляды его хозяев и др.оффтопик. Т.е. Yelp, Google, Amazon и т.п. должны сделать такую систему, чтобы подобные ревью модерировались точно так же как profanity, fraud, off-topic, и хозяева соответствующих аккаунтов наказывались. То, что в США ревью-флешмобом можно убить мелкий бизнес - это беспредел, который фундаментально ничем не лучше, чем, скажем, беспредел чиновником в России: по личному желанию чиновника на мелкий бизнес можно натравить УБОП, и бизнес навсегда закроется в тот же день... или сменит руки. Впрочем, смена рук это тоже решение для США: я своими глазами видел, как бизнесы rebrand'ились только лишь из-за ревью на Yelp'е.

2. Идея, будто бы из любого бизнесмена (даже просто владельца небольшого магазинчика) или успешного работника по найму (который дорожит своей работой) нужно лепить public person, от которого требуется либо молчать, либо постить в свой twitter после approval'а в legal department - это отвратительная идея. Это рассадник ханжества и лицемерия, и, к сожалению, результат этого процесса создаёт обратную связь, усиливающую сам процесс: люди начинают думать, что они живут в таком сказочном мире добра и гнущихся compostable ложек для супа, и начинают ещё сильнее пиздить всех несогласных. Почему? Ну потому что даже казалось бы влиятельные люди кроме дешёвого популизма никаких идей не могут высказать. Или им уже нужно иметь "fuck-you money", чтобы не бояться последствий вроде закрытия его бизнесов или увольнения с работы. Таких людей подавляющее меньшинство, даже среди хорошо обеспеченных людей.

3. Я считаю, в целом, любые действия человека должны влиять на его репутацию именно в той области, в которой он что-то сделал, а не к человеку целиком, по имени. Потому что люди должны быть СВОБОДНЫ в разных областях иметь разный уровень компетентности. Человек гонит какую-то чушь в фейсбуке - его можно пиздить в фейсбуке именно фейсбучными методами (написать коммент или удалить из друзей), но не надо нападать на его магазин мороженного. Он запросто может оказаться лучшим специалистом по мороженному, просто он малознаком с интернетом и не умеет разговаривать с людьми по-человечески. Но чтобы делать классное мороженное, совершенно не обязательно хорошо уметь разговаривать. Это разные скиллы.

Я, кстати, давно следую п.3., например, в отношении доверия друзьям. Доверие в одной области практически не переносится на другую.
Tags: communication, politics, psychology, usa
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 55 comments