morfizm (morfizm) wrote,
morfizm
morfizm

Categories:

Про веру в Бога

По мотивам поста Тареевой (http://tareeva.livejournal.com/188102.html), отвлекусь на несколько минут от работ по разгребанию после переезда и напишу свои мысли про веру. Давно назревало.

Мою позицию сложно описать в двух словах. Я совершенно точно агностик (считаю, что существование Бога или его отсутствие - недоказуемо), но этот факт ничего не говорит о том, верующий я или нет, а вот это сформулировать не так просто. Попробую набросать отдельных мыслей, вдруг из них составится целостная картина.

По неверию:

1.
Я считаю, что отрицать эволюцию по Дарвину - это не предмет веры. Это банальная безграмотность. Мне сходу не интересно с такими людьми, я даже не буду утруждать себя спорами. Туда же относятся отрицания возраста Земли и другие простые вещи, для которых есть великое множество научных подтверждений. Для верующего, скажем, христианина, необходимо занять чёткую позицию по поводу вопросов тех частей священного писания, буквальная трактовка которых вступает в конфликт с физикой, и если эта позиция не метафорическая вера, а буквальная, то мне дальше не интересно. Отсутствие чёткой позиции - тоже не интересно :)

2.
Я очень ориентирован на детали. Часто люблю спорить по второстепенным вопросам, даже когда согласен по основным. Для меня принципиальны краевые случаи различных моделей: скажем, жизненных принципов, этики, законов. Краевые случаи имеют очень низкую вероятность, но именно в них, как правило, кроются слабые места, и именно по ним можно отбрасывать негодные, на мой взгляд, модели. Я прекрасно понимаю, что это ненормальный подход. Это подход технаря, человека закончившего физмат. Подавляющее большинство людей (и в это же множество входит подавляющее большинство верующих!) совсем другие. Это люди, которым детали не интересны. Для них "случается с вероятностью 95%" означает "всегда случается", а обсуждать 0.001% с ними вовсе невозможно. Но почему-то по вопросам веры в Бога именно эти люди начинают проявлять невиданную принципиальность. Да, есть физические данные, указывающие на то, что возраст вселенной 14 миллиардов лет, учёные могут продвинуться вот так далеко (это невообразимая цифра! для сравнения: первые животные, похожие на человека, появились всего 200 тыс лет назад), но верующим почему-то принципиально определить, а что же именно было на мгновенье раньше этих 14 миллиардов лет. Ну камон, гайз. Уж именно вам-то не всё ли равно? С вашим бы педантизмом да в реальную жизнь!

3.
Мне кажется, христианская Библия - это нечто вроде "книги по домоводству", но актуальной несколько тысяч лет назад. Её бы тыщу раз переписать под современные реалии, но вместо этого её заморозили, и те взгляды и советы, которые тогда были практичны и правильны, сегодня могут быть практичными и правильными только через витиеватые интерпретации. А некоторые вещи неизбежно будут абсурдными, но для полноты картины верующему потребно следовать даже им, ибо верить надо во всё целиком. Тем не менее, есть причины, почему это всем выгодно. Это выгодно церквям, потому что они с этого существуют. Это выгодно государству, потому что религия исполняет определённые функции управления и организации. Это выгодно людям, потому что церковь даёт им полезный продукт - идеи, помогающие компенсировать позитивной интерпретацией разную происходящую в жизни хуйню. Чем больше свобод в интерпретации священных текстов, тем легче всему этому бизнесу существовать и процветать.

По вере:

4.
На примере тех направлений, с которыми я знаком, мне удалось хорошо прочувстовать размах научных достижений за последние десятилетия. Кроме того, я нередко вижу вещи, которые сначала существуют в псевдонауке, но потом подтверждаются наукой. Подход к освоению мира, которому нас учили в школе - это то, что физика знает почти всё, а то, что ещё не открыто - это лишь незначительные уточнения уже известных законов природы, а также объяснения каких-то макро- или микроскопических явлений, которые находятся вне области интересов обычного человека. Мой подход сегодня - это науки хорошо объясняют ровно то, что они объясняют, а всё остальное - это такой чёрный ящик, в котором может быть всё, что угодно. Кроме того, вот этого неизведанного невообразимо больше, чем изведанного, и неизведанное очень сильно влияет на реальную жизнь. Это огромное пространство для неясности, случайности, догадок, идей, свободного выбора, и, продолжая эту цепочку, также и для веры.

5.
Помимо объяснения неизведанного, вера нужна для упрощения. Полная модель жизни невозможна, а максимально всеобъемлющая из известного - очень сложна. На практике человек использует много маленьких моделей, как бы притянутых за уши, но более простых, вера в которые позволяет справиться со сложностью. В данном случае, вера - это принятие упрощённой модели, её использование. Например, идея о карме (сделаешь кому-то плохо, тебе это вернётся) это пример такой упрощённой жизненной модели. Совсем не факт, что вернётся, но если верить, будто бы вернётся, и действовать исходя из этого, то становится легче жить: для большинства людей и в большинстве случаев принимаемые решения будут более выгодные на долгий срок. Если так, то это полезная идея! Надо верить. Разные другие этические принципы - это тоже упрощённые модели. Они недоказуемы, как минимум, в силу своей гипертрофированной простоты, но они создают достаточно структуры в окружающем хаосе, чтобы выделить конкретные поступки, вписывающиеся или не вписывающиеся в модель. Людям куда проще руководствоваться этим, чем пытаться просчитать всю систему (из окружающих людей и других факторов) на тысячу ходов вперёд. Вера полезна!

6.
Вера в загробную жизнь помогает людям оставаться людьми, не смотря на смерть. Если верить, что после смерти человека больше нет, то слишком велик соблазн делать всякие гадости (выгодные себе поступки, в ущерб интересам других людей), за которые потом не придётся расплачиваться. Христианство же утверждает: нагрешишь - будешь вечно гореть в аду. Страх перед адом заставит воздержаться от гадостей. Буддизм даёт перевоплощения, будешь отрабатывать в следующих жизнях. Я лично не верю в загробную жизнь. Сегодня не верю, раньше верил. Но я хорошо понимаю пользу от этой веры. Впрочем, вред там тоже возможен. Например, если верить в перевоплощения, то меньше мотивации успеть сделать что-то полезное при жизни. Всегда можно отложить на потом, на следующее перевоплощение. Или можно подумать, что ещё успеешь перед смертью отмолить грехи. В общем, если рассматривать эту веру как ментальную модель, в ней есть лазейки, которые могут позволить воспользоваться верой не по назначению :) Мне лично легче не придумывать ничего лишнего. Если вдруг окажется, что загробная жизнь есть - ну, отлично, ништячок. Пришлю вам из ада смс. Если окажется, что нет - тоже хорошо, потому что я стараюсь прожить так, чтобы к концу жизни не жалеть. С учётом того, что человек не просто смертен, а внезапно смертен, жить надо так, чтобы ни о чём не жалеть никогда. Включая сегодня.

7.
Человеку нужны идеологические ориентиры. Для меня это ролевые модели: любимые книги, великие люди, люди, которые меня окружают - друзья, коллеги, менторы. У многих людей всего этого нет, и куда лучше, если образовавшуюся пустоту заполняет церковь, чем идеология, подобранная из зомбоящика или через общение со случайными людьми на улице. Таким образом, для многих церковь (и религия, и вера) играет довольно большую роль в жизни. Я это понимаю и отношусь с уважением. Для небольших сообществ (деревня, маленький город) служения в церкви это ещё и форум для общения. Увидеть знакомых и друзей, расспросить у них, как дела.

8.
Практика любой религии включает в себя очень медитативное и полезное действие, единение с собой. Со своими принципами, идеалами. Уход от суеты. Создание тишины в голове. Для меня это интимный и важный процесс, и всю жизнь именно это и ощущалось как общение с Богом. Как в периоды, когда я считал себя верующим (так было раньше), так и сейчас, когда я считаю себя агностиком.

9.
Мир прекрасен. Очень. На очень многих разных уровнях. Когда сталкиваешься с этим в очередной раз, и глубоко осознаёшь, то возникает удивление по поводу того, как оно могло всё так само сложиться. Для примера, фракталы. Это же математика. Совершенно стопудово нерукотворная красота. И эволюцией не объяснишь. Но как?

10.
Цепочка мыслей "что бы было, если бы меня не было, а потом что бы было, если бы не было того, что было бы, если бы меня не было, и т.п." - довольно простая вещь, и она быстро заводит в такие дебри, где так и хочется придумать "создателя", который бы сразу расставил всё на места. Мне кажется, это несколько притянуто за уши, и это просто такая "приятная пилюля", чтобы погасить симптомы неприятных ощущений от попыток размышлять на эти темы, но мне понятно, почему люди могут выбрать принять такую пилюлю, вместо того, чтобы просто оставить вопросы без ответа. В нашем обществе не принято считать нормальным оставлять вопросы без ответа. Люди на всё пытаются дать ответ, даже когда он неправильный или когда он не существует :) Им так легче. Понимаю.

11.
Добавлю ещё одно, важное. Вера - это создание. Верить в идею, в принцип, педантично следуя ему - это привнесение этого принципа в реальность. Именно это и есть привнесение, и ничто другое.
Tags: 1
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 27 comments