morfizm (morfizm) wrote,
morfizm
morfizm

Вождение

Вчера почти попал в аварию. Был определённый момент, когда я уже не видел верхнюю часть заднего бампера передней машины, но мы таки-не стукнулись. Мне очень понравилась моя реакция на экстренную ситуацию (нужно запомнить, чтобы в следующий раз тоже поступить правильно).

Если едешь по 148-й, перед перекрёстком с 51-й есть две полосы для поворота налево. Я еду себе спокойнейко на скорости 45 и въезжаю сразу в левую из этих двух (ибо она пустая, а в правой много стоят). Начинаю тормозить я обычно где-то на середине этого отрезка полосы.

Задний товарищ из правой включает поворотник и начинает перестраиваться влево с большим ускорением. Я резко затормозил. Его ускорение плюс моё торможение привели к тому, что мы сначала быстро приблизились на очень опасное расстояние, после чего разъехались.

Ситуация и моя реакция в подробностях:

1. Этот человек, по всей видимости, сначала посмотрел в зеркало, а потом включил поворотник и начал перестраиваться. Уважаемые читатели, пожалуйста, никогда так не делайте. Поворотник нужно включать сначала, а потом уже смотреть, потому что вам нужно увидеть другие машины, которые уже увидели ваш поворотник. Кроме того, если в зеркало виден лишь небольшой участок дороги (ответвление полосы для поворота), то желательно посматривать в зеркало и в процессе поворота, а также не разгоняться очень сильно, чтобы была возможность быстро вернуться. Этот же товарищ себя этой возможности лишил, потому что он начал резко ускоряться и справа от него уже были другие машины, вернуться вправо он не мог.

2. Я отреагировал примерно через секунду (приблизительно, конечно - восстанавливаю "видеоролик" по памяти). Ещё через, может, через 150 ms я принял решение тормозить. Ещё через 500 ms начал тормозить. Ещё через секунду после этого - начал сигналить.

3. Сигналить я начал зря - это я потом уже понял. Впереди едущего это могло испугать, и он мог бы дёрнуться вправо или затормозить. Хорошо, что он этого не сделал. Вообще, единственное правильное действие впереди едущего было бы резко ударить по газу. Но он этого тоже не сделал. Вероятно, он либо растерялся, либо "забил", готовясь к аварии. Думаю, с моей стороны самым правильным было бы не сигналить до остановки, а потом посигналить, просто чтобы помочь водителю выработать правильный условный рефлекс.

4. Решение тормозить - было для меня самым правильным, потому как слева встречная, а справа машины. Всю эту ситуацию я оценил очень быстро. По ощущениям - где-то за 150 ms (с момента, когда я осознал опасность, до момента принятия решения), но, конечно, могу ошибиться. Меня больше беспокоит, что намного больше времени (где-то секунда) прошла от момента, как я увидел, до момента как осознал опасность. Но, надеюсь, мои опознавательные системы подкалиброваны: в следующий раз я попробую чувствовать опасность сразу в момент включения поворотника, а не в момент, когда он уже начал заезжать на мою полосу. Последнюю задержку - 500 ms от мысли "надо тормозить" до фактического нажатия педали - вряд ли удастся сильно оптимизировать. Там, помнится, было какое-то физиологическое ограничение, связанное со скоростью передачи сигналов в нервной системе. (Правда, не помню, какое именно, но, кажется, близкое к 500 ms).

5. Удивительно также то, что я не ударил по тормозам до упора в пол, а быстро вдавил их ровно настолько, чтобы стала срабатывать АБС и тут же чуть-чуть приотпустил. Т.е. я уже где-то на уровне рефлексов знал, насколько сильно нужно вдавить педаль тормоза в пол, чтобы на такой-то скорости, при таком-то уровне мокрости дороги и с моими шинами затормозить максимально эффективно (ещё эффективней, наверное, было бы вообще не доводить до блокировки колёс, но то, что я сделал было очень близко к этому).

6. Эмоционально: совершенно полное равновесие, спокойствие, уверенная концентрация внимания. Можно даже сказать будто произошёл какой-то "впрыск" положительных эмоций: какое-то странное расслабление, но одновременно с повышенной концентрацией внимания - как будто время немного замедлилось, и я смог сделать больше действий за единицу времени, чем обычно.

Update #1: я тут подумал, что сигналил я действительно зря. У товарища впереди просто банально не было бы времени отреагировать: я начал сигналить примерно через 500 ms после того, как начал тормозить. Ещё накинем 50 ms на время, которое нужно пройти звуку, чтобы преодолеть эти 15-20 метров. Ещё через 1650 ms он успел бы отреагировать (если считать, что его скорость реакции такая же как моя: 1000+150+500). Получается больше двух секунд. Это очень близко к моему времени полной остановки, так что, в принципе, за 2 секунды уже "всё произошло". Ну, хоть в образовательных целях посигналил, и то приятно.

Update #2: вспомнил, кстати, что тормозить я собирался вообще в самом конце - т.к. горел зелёный и я хотел успеть проехать. Кстати, мы оба таки-успели проехать :)
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments