?

Log in

No account? Create an account
   Journal    Friends    Archive    Profile    Memories
 

Неврология в действии - morfizm


Mar. 4th, 2018 02:50 am Неврология в действии

Про время и разрешающую способность...

Время реакции, говорят, 100-200 миллисекунд:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%80%D0%B5%D0%BC%D1%8F_%D1%80%D0%B5%D0%B0%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%B8
Но это от чистого сигнала до начала двигательной реакции.

Если нам нужно реагировать на что-то более сложное, например распознать картинку и отреагировать, только если она принадлежит какому-то классу, это дополнительное время. Не знаю, были ли исследования, но думаю, что порядка десятков миллисекунд. Может, 50 мс. Если вы хотите отреагировать на что-то нажатием на клавишу, то это ещё порядка 10 мс. Суммарно я так думаю, там набегает под 300 мс легко.

Дополнительные сложности возникают, когда вы не готовы реагировать, потому что в голове работает фоновый процесс с инференцией нейронной сети под названием "надо ли реагировать", и чтобы не жрать много ресурсов, ему выделяется мало CPU %%. Время реакции водителя почти всегда строго больше секунды. Говорят, что для оценки криминалистами используется число 1.5 сек, но есть контролируемый study, где написано, что среднее время реакции до полного выжимания тормоза таки 2.3 сек (http://copradar.com/redlight/factors/IEA2000_ABS51.pdf).

Одновременно с этим, если не нужно реагировать, то человека способен координировать куда более быстрые движения.
Например, на фортепиано можно играть 20 нот в секунду (https://www.telegraph.co.uk/culture/music/classicalmusic/11230512/The-worlds-fastest-playing-pianist.html). Это 50 мс на ноту. За те 2.3 сек, что водитель тратит на одну единственную реакцию, пианист сыграет 45 нот! :)

Почему у него получается так быстро? Потому что знание о следующей ноте подгружается в мышечную память, и нету этой огромной задержки через отдел мозга, который распознаёт, и отдел, который принимает решения. Решения приняты заранее, распознавание отсутствует.

В принципе, обычный человек может получить эти 50 мс при помощи электронных наручных часов, показывающих десятые доли секунды. При некоторой тренировке можно успевать нажать старт и стоп так, чтобы секундомер засекал 0.1 сек. Это значит два действия (нажать кнопку дважды) происходят за 100 мс, значит, каждое из них за 50 мс. Аналогично с памятью. Человек отлично запоминает кучу кадров в секунду с небольшой задержкой во времени (миллисекунды), если между кадрами не надо делать никаких действий, основанных на визуальной информации. Действия должны быть механические и заранее продуманные, тогда будет быстро.

Всё это предисловие. К чему это я. Я тут обнаружил способ, как эту идею можно применить с пользой. Небольшая такая польза, бытовая, но всё равно интересно. Если вы заходите на какой-то стрёмный сайт на работе - например, читаете новости или френдленту, и заранее не знаете, будет ли там расчленёнка или голые сиськи, или разные другие вещи, которые нельзя даже случайно показывать коллегам, то можно заранее решить открыть и тут же закрыть страницу. Это два подряд действия, и их можно сделать за 50-100 мс, а потом, прокруть в памяти, оценить картинку и уже принять решение, можно ли открывать и читать. Ключевая идея в том, что решение "закрыть сразу после открытия" должно быть безусловным. Если брать в расчёт, что успеешь оценить картинку и решить, оставить её или закрывать, то время, пока картинка будет открыта, увеличится в 10 раз. Если всегда закрывать, то чаще всего будешь делать лишнее действие, зато ты минизимируешь время, которое неугодная взору картинка будет видна.

Кстати, примерно по этой же причине, чтобы очень быстро делать что-то за компом, клавиатура на порядок мощнее, чем мышь. Мышь не даёт возможности заранее "подгрузить" в мышечную память всю последовательность движений. Движения интерактивны: передвинул, увидел, оценил, принял решение, передвинул снова. Между кликами нужно ждать, пока отрисуется интерфейс, и только потом будет видно, куда кликать дальше, но самое главное, надо ещё ждать, пока сигнал пройдёт через голову. С клавиатурой всего это нет. Есть буфер, запоминающий нажатия, поэтому можно быстро-быстро нажать 10 клавиш или сочетаний клавиш, с задержкой в те самые 50 мс, а эти 10 действий могут делаться пусть даже и ещё пару секунд. Да, конечно, всё равно нужно заниматься распознаванием и принятием решений, но зато это надо делать не перед каждым действием, а только перед очередной группой действий.

Tags: ,

14 comments - Leave a commentPrevious Entry Share Next Entry

Comments:

From:enternet
Date:March 4th, 2018 12:03 pm (UTC)
(Link)
Гм. Игроков с PC даже не пускают играть к консолечникам на сервера. Потому что у консолечников нет шансов. Позиционирование мышью намного быстрее и _точнее_. Именно по этой причине программно отключена работа мышей в играх XBox. А на плейстейшене сделано хитрее - подсоединить можно, но чтобы это работало в играх нужен ещё соответствующий адаптер (стоит вроде около 150$). Что поставило неплохой заслон от любителей понагибать раков.
From:rezkiy
Date:March 4th, 2018 01:24 pm (UTC)
(Link)
Вы с кем-то другим спорите. Попробуйте закрывать окно браузера джойстиком вместо мыши, конечно будет еще хуже.
From:enternet
Date:March 4th, 2018 03:23 pm (UTC)
(Link)
Попробуйте отредактировать достаточно объемный текст без мыши, а потом поспорьте с реальностью.
From:morfizm
Date:March 4th, 2018 04:13 pm (UTC)
(Link)
Вот это улыбнуло. Я как раз-таки научился быстро редактировать тексты только после того, как перешёл полностью на клаву в этом деле.
From:enternet
Date:March 4th, 2018 04:27 pm (UTC)
(Link)
Я тоже так думал. Но потом оказалось что с мышью можно ещё быстрее. Но и это был не предел. Макросы. Вот это был прорыв раз в 10. И удаление макросов в VS2015 было неприятным ударом. Но я уже нашел идеал: макросы + мышь непобедимы.

А потом я прекратил массовые правки. В случае художественных текстов проще переписать, а не шлифовать. В случае документации проще скопировать из готового шаблона. В случае обработки данных проще преобразовать в понятный формат (csv/xml/json) и обработать через sql/xslt. В случае кода - я пишу кратко и сжато, просто нечего копипастить.

И теперь редактирование больших объемов текста считаю просто идиотизмом. Абсолютно бездарная трата времени. Но мышь перед клавиатурой оставил.
From:morfizm
Date:March 4th, 2018 04:19 pm (UTC)
(Link)
Я не про движение мышью, само движение может быть сколь угодно точным и быстрым, когда ты знаешь, куда ты хочешь попасть. Я про манипуляцию графическим интерфейсом в принципе. До того, как отрисуется, куда попадать ты не знаешь. Сидишь и тупо ждёшь. Передвинул, нажал, опять тупо ждёшь. С клавой есть буфер.

Edited at 2018-03-04 04:19 pm (UTC)
From:zlata_gl
Date:March 4th, 2018 12:41 pm (UTC)

Время реакции водителя почти всегда строго больше сек

(Link)
Не верю.
Если бы это было так, машины не могли БЫ ходить с нынешней скоростью и реагировать друг а друга.
Тренировка на вождение машины включает отработку автоматической реакции. Сначала - реагировать, потом - осознавать.
From:morfizm
Date:March 4th, 2018 04:15 pm (UTC)

Re: Время реакции водителя почти всегда строго больше с

(Link)
Интуиция иногда проигрывает против контролируемого эксперимента, и иногда это трудно осознать. Но надо. Реакция не может быть *настолько* автоматической, потому что всё равно информация проходит весь путь - зрение, распознавание, решение, нервная система и передача сигнала в ноги, нажатие на тормоза. Этот путь занимает больше двух секунд.
From:zlata_gl
Date:March 5th, 2018 07:16 am (UTC)

Re: Время реакции водителя почти всегда строго больше с

(Link)
Значит в "контролируемом эксперименте" - что-то не так.
Видели мы уже у психологов миллион экспериментов, которые оказываются лажей.
За сколько времени Вы отдергиваете руку от утюга, сковородки ?
From:zlata_gl
Date:March 5th, 2018 07:17 am (UTC)

Re: Время реакции водителя почти всегда строго больше с

(Link)
Я люблю играть в тетрис. И прекрасно знаю, что время реакции - гораздо меньше секунды.
From:rezkiy
Date:March 4th, 2018 01:22 pm (UTC)
(Link)
Про клавиатуру хорошее объяснение. Действительно, точно и быстро кликать можно научиться. Но так как заранее не знаешь куда кликать, притормаживаешь.

Кстати посмотри как играют в онлайновые шахматы. Ключевые слова на ютюбе "Сергей Шипов блиц".
From:morfizm
Date:March 4th, 2018 04:17 pm (UTC)
(Link)
А к чему онлайн шахтамы - как подтверждающий пример, что мышкой долго?
From:rezkiy
Date:March 4th, 2018 10:14 pm (UTC)
(Link)
Мышкой вовсе не долго если заранее знать куда тыкать.
From:morfizm
Date:March 4th, 2018 10:53 pm (UTC)
(Link)
Ну да, но это редкий юс-кейс.