?

Log in

No account? Create an account
   Journal    Friends    Archive    Profile    Memories
 

"Знает, что он хочет от жизни" - morfizm


Aug. 20th, 2018 12:58 am "Знает, что он хочет от жизни"

Не смотря на адскую загруженность, не могу не поделиться мыслями. (Наверное, я буду плохим собеседником в комментах в ближайшие недели).

Заметил, что при обсуждении зрелости человека и вообще каких-то положительных его качеств, нередко всплывает фраза: "он(а) знает, что он(а) хочет от жизни". Меня эта фраза всё время неприятно цепляет, наконец, удалось сформулировать, почему.

На мой взгляд, точное знание, что ты хочешь, это вообще не про зрелость.

В лучшем случае это про целеустремлённость, но тогда мы можем говорить про неё только в контексте какой-то конкретной цели, а не про жизнь и личностные качества человека в целом. Целей может быть одновременно несколько, а может не быть вовсе. В этом нет ничего плохого. Что если ты только что достиг одной, и как раз находишься в процессе выбора новой?

В худшем случае это про старость. Про потерю способности учиться, способности выходить out of the box, относиться с уважением к людям, которые могут знать больше, чем ты, но ты (в силу ограниченности своих знаний и опыта) не можешь должным образом оценить объёмы этого неизвестного. Потеря любознательности. Закостенелость. Консерватизм.

16 comments - Leave a commentPrevious Entry Share Next Entry

Comments:

From:birdwatcher
Date:August 20th, 2018 08:28 am (UTC)
(Link)
Про зрелость, конкретнее про вкус. Когда совершенно одинаково хочется всего, это в точности то же самое, что не хочется ничего. А когда разобрался, много всего перепробовал и теперь хочешь чего-то конкретного, возникает информация.
From:morfizm
Date:August 20th, 2018 08:47 am (UTC)
(Link)
Мне кажется, зрелость в положительном смысле (не являющаяся закостенелостью) это не про наличие информации. Это больше про (осознанную) способность её получать. А для этого надо как раз хотеть разного и непонятного, иметь любознательность. У детей она есть, но нет ответственности и дальновидности. Осознанная любознательность это то, что делают взрослые люди - рискуют-выбирают-пробуют, оценивая риски, рискуют-выбирают-пробуют, взяв на себя ответственность за последствия неудачного выбора, и т.п.
From:birdwatcher
Date:August 20th, 2018 08:50 am (UTC)
(Link)
Ну сколько любознательности можно иметь? Вы же не меняете профессию каждый год, не заказываете каждый раз абсолютно незнакомую еду, и т.д.
From:morfizm
Date:August 20th, 2018 09:09 am (UTC)
(Link)
Достаточно много. Не меняю профессию каждый год, но выбираю tasks every few weeks. Выбираю людей для collaboration. Узнаю, что они делают, чтобы выбрать, чем их можно заинтересовать. Читаю про новые технологии, алгоритмы, фреймворки. Выбираю людей для новых личных знакомств. Езжу в новые места. Заказываю время от времени незнакомую еду. Может, 1 раз из 10, это немного, но это очень важно, потому что, по-моему, именно это позволяет двигаться вперёд.

Решать какие-то вопросы в рамках имеющихся знаний - это тоже очень важно, и, наверное, на это уходит majority of time, но это не то время, которым я бы гордился как свойством зрелости. Натренироваться очень хорошо работать с ограниченной информацией можно и в 15 лет. Если зрелость должна отличать детей от взрослых, то она должна быть каким-то качественно иным свойством, а не количественным (вроде "способности делать свою работу хорошо", и даже постепенного усложнения этой работы).
From:birdwatcher
Date:August 20th, 2018 09:21 am (UTC)
(Link)
Это не про отличие детей от взрослых, а про с кем привлекательнее вести дела. Зачем закладываться (в смысле бизнеса, отношений или чего угодно еще), если он заведомо собирается скоро пробовать какие-то другие вещи? Лучше найти кого-то, кто уверен, что предпочитает именно мой вариант. Ну или этот любознательный должен предложить какой-то огромный дискаунт за трату моего времени прямо сейчас.
From:morfizm
Date:August 20th, 2018 09:22 am (UTC)
(Link)
Ну тогда это не про зрелость, а про надёжность. Надёжность это скилл. Незрелый человек может быть надёжным :) Зрелый может быть ненадёжным. Он может быть умудрённый жизнью и совершенно сознательно кидающий партнёров. Это ж не значит, что он не зрел? :)
From:birdwatcher
Date:August 20th, 2018 09:25 am (UTC)
(Link)
Ну в данном случае он тоже твердо знает, что ему нравится: кидать партнеров. Подлинно любознательный человек должен быть абсолютно непредсказуем, а потому честен с некоторыми партнерами.
From:olga_chotinun
Date:August 25th, 2018 04:12 am (UTC)
(Link)
Я тут с Birdwatcher. Если человек знает, что хочет менять партнёров, то как раз и говорят: он знает, что хочет. Если он не скрывает эту информацию от партнёров, то с таким намного легче, чем с тем, кто не знает хочет ли он жениться (например) Всегда легче иметь дело с теми, с которыми понятно чего ожидать.
From:eternele
Date:August 20th, 2018 09:29 am (UTC)
(Link)
Я тоже представляю зрелость как осознанное принятие решений. Когда женишься не потому, что фата и все так делают, а потому что ты сам решил, что так выгоднее, или просто решил попробовать, приняв во внимание статистику разводов.
From:eternele
Date:August 20th, 2018 09:24 am (UTC)
(Link)
Согласна. Абсолютно стерильная фраза, не имеющая никакого смыслового наполнения. Любой младенец знает, чего хочет от жизни, - чтобы сухо, сытно, тепло и на ручки.
From:unstablebear
Date:August 20th, 2018 03:29 pm (UTC)
(Link)
Что если ты знаешь что хочешь продолжать получать новый опыт?

Что если ты знаешь чего хочешь в конкретный момент времени, но твои потребности регулярно меняются под действием окружающих обстоятельств, личных переживаний/роста.

Ты решил для себя что хочешь early retirement, я уверен многие твои решения принимаются исходя из этого, требует ли поиск оптимального пути к цели изучения чего-то нового?

Крупные цели в жизни(вроде early retirement, успеха в музыкальной карьере, научные достижения и т.п.) не отменяют разнообразия получаемого жизненного опыта, оставляя достаточно места для многостороннего развития.

Я думаю ты эту фразу в основном примеряешь на тех кто застыл в какой-то рутине, решив для себя что это все чем они хотят заниматься остаток жизни.
From:andreyvo
Date:August 20th, 2018 09:52 pm (UTC)
(Link)
From:anggva_ubervald
Date:August 23rd, 2018 12:36 pm (UTC)
(Link)
Мне всегда казалось, что "знает чего хочет" - это про умение ставить цели, исходя из собственных интересов, а не из каких-то внешних факторов. И потом этих целей как-то добиваться
From:olga_chotinun
Date:August 25th, 2018 04:19 am (UTC)
(Link)
Мне фраза нравится за исключением вариантов, когда так говорят о молодых людях до 30-и: типа молодой(я), но знает что хочет. Так часто оправдывают выбор партнёра по жизни намного младше себя. Тут юношеский максимализм путают со зрелостью. Мой взгляд таков: путь к зрелости ВСЕГДА лежит через сомнения и метания, и нет никаких шорткатс. Сначала в 20+ человек 100% уверен что он знает, что хочет, потом наступает кризис среднего возраста, когда человек вообще ни в чём не уверен, и только после этого кризиса наступает настоящая, а не моложавая зрелость. И не значит что человек нетерпим или раздражается. Наоборот: он знает, что *он* хочет, но никому больше своё не навязывает. Сравни с молодым максималистом, который не только сам знает, что хочет, но и за других уже всё решил.
From:saint_dragon
Date:August 25th, 2018 07:49 pm (UTC)
(Link)
Меня эта фраза всегда смущала, если человек знает, чего хочет и это что-то конкретное, а не там счастье во всем мире или победить рак (в этих размытых случаях не знает чего хочет), то это или консумеризм или упертость+туголобость помноженные на избыточную самоуверенность. Если ты точно знаешь чего хочешь, то это подразумевает, что ты знаешь все альтернативные варианты, а такое в нашей жизни почти ни в чем никогда невозможно, следовательно для подавляющего большинства людей это пик незрелости и неопытности на кривой Dunning–Kruger.
From:elly_2005
Date:September 6th, 2018 04:01 am (UTC)
(Link)
***В лучшем случае это про целеустремлённость, но тогда мы можем говорить про неё только в контексте какой-то конкретной цели, а не про жизнь и личностные качества человека в целом. Целей может быть одновременно несколько, а может не быть вовсе*** - вы правы.

ВОТ ДА. Целеустремелнность- тна другом своем конце имеет такую вещь, как "не чувствовтаь других людей, идти по головам". Увы...