morfizm (morfizm) wrote,
morfizm
morfizm

Categories:

Этикет общения голосом

В обычной ситуации я бы озаглавил пост "этикет общения со слабослышащими людьми", но так как сейчас многие общаются удалённо, по телефону и через приложения, то, вообще говоря, эти правила распространяются на всех. Если для общения со слабослышащим эти рекомендации критически важны, то для общения с нормальными людьми они всё равно улучшат качество восприятия. А качество восприятия - это и эффективность коммуникаций, и удовольствие в процессе (надо меньше напрягаться, чтобы в точности понять, что тебе сказали), в общем, это важно.

1. Видеть лицо собеседника облегчает слух, звуковая информация дополняется "чтением по губам". Даже если вам кажется, что вы не умеете читать по губам, на самом деле, хоть частично, но умеете, и наблюдение собеседника снижает когнитивную нагрузку. Из этого есть несколько следствий:
1.1. Видеочат предпочтительнее чисто звукового, кроме случая если не хватает пропускной способности канала.
1.2. В физической обстановке, надо подойти к человеку, обратить на него своё внимание, повернуться к нему, и тогда уже начать говорить по существу. Выкрики сзади или из другой комнаты - это боль.
1.3. Когда общаешься, надо не жрать, не жевать жевачку и иметь чёткий зрительный контакт, периодически заглядывая собеседнику в глаза.
1.4. Надо не стоять в тени или рядом с ярким светом, чтобы лицо было лучше видно.

2. Надо сначала обратить на себя внимание, а потом начать говорить. Если вы хотите начать реплику, а собеседник не смотрит вам в глаза, то правильнее всего позвать его по имени, дождаться, пока он повернётся к вам и произнесёт приглашение к общению (например, скажет "а?"), после чего начать говорить. Это даст собеседнику необходимые несколько секунд, чтобы у него в голове поменялся контекст и подгрузилась моделька распознавания вашего голоса. Иначе ваше первое предложение считайте потерянным, кроме того, это раздражает и воспринимается как неуважение.

3. Паузы. Попробуйтепрочестьтекстбезпробеловивыпоймётечтоонвпринципечитаетсятолькосбольшимтрудом. Так же точно с устной речью. Отсутствие пауз между словами и более длинных пауз между предложениями затрудняет восприятие. Кроме того, паузы особо нужны если у вас плохая связь, потому что меньше аудиальной информации в единицу времени требует меньшей пропускной способности канала при том же уровне качества. Паузы почти не несут информацию, они идеально сжимаются аудиокодеками. В идеале ещё и выразительное интонирование, но паузы это уже полдела.

4. Если вам важно, что какая-то информация услышана, вам нужно задать проверочный вопрос, на который нельзя ответить без этой информации. Лучше подходят открытые вопросы. Скажем, "ты всё понял?" - "да/нет", не годится, потому что даже если собеседник ответил вам "да", вы на самом деле, не знаете, что именно он понял. У каждого своё понятие "всё". В идеале продублировать важные вещи (передача ключевой информации, новые договорённости и обещания) в емейле, который следует послать сразу после разговора.

5. Пропускная способность очень важна. Что следует помнить:
5.1. Современный 3G или 4G датаплан часто бывает стабильнее и быстрее, чем WiFi. Если по WiFi плохо слышно, попробуйте его отключить и использовать датаплан.
5.2. Запуская тест скорости, специально тестируйте международный трафик. У россиян и украинцев частая тема - 100 мегабит по городу и 10 до США, причём, скажем, только 1 на аплоад. Нестабильного мегабита может быть недостаточно даже для голосового общения, не говоря уже о видео. Хотя, казалось бы, подключение 100 мегабитное, и вроде как сайты все загружаются быстро.
5.3. Facetime, Skype, Viber, Whatsapp, Zoom, Telegram - всё это лучше, чем просто телефон и лучше, чем IP телефония. Телефон исторически режет высокие частоты, традиционно диапазон около 300 Гц - 3 кГц. Даже если реально можно передать больше, на многих звеньях цепи телефонной связи может быть обрубание частот вне этого диапазона (и, как правило, это так). Частоты выше 3 кГц критически важны для правильного восприятия согласных звуков, особенно глухих и шипящих.
5.4. Паузы в речи помогают, когда плохая связь. Отсутствие шумов помогает ещё сильнее. Особенно важно надеть наушники, чтобы не было фидбека.
5.5. Этикет, вежливость: если вы находитесь в зоне плохой связи или разговариваете за рулём, то следует сказать об этом собеседнику и, возможно, предложить перезвонить в другое время.
5.6. Когда связь говно, можно обмениваться короткими аудиозаписями. Это куда лучше и приятнее, чем пытаться говорить в реальном времени. Telegram даёт удобный интерфейс для такого обмена.

6. Наушники нужны не только чтобы вам лично было лучше слышно, а, главным образом, чтобы вас было лучше слышно собеседнику. Без наушников будет звуковой фидбек. Вы его не услышите, потому что современные теленфоны и приложения имеют мощные алгоритмы подавления этого фидбека, но, как правило, эти алгоритмы не только убирают фидбек, а ещё и портят полезный сигнал. Т.е. собеседник вас будет хуже слышать, если вы не в наушниках.
6.1. Наушники-хедсеты (имеющие микрофон) нередко лучше, чем микрофон, встроенный в телефон, но не всегда.
6.2. Маленькие наушники ("earbuds") разительно отличаются по качеству. Я специально тестировал десятки разных наушников, и эпловские за $25 с большим отрывом бьют китайские за $1.5, $3 и даже за $10. Ну т.е. вы платите не только за бренд, а ещё и за качество звука, причём не только для вас, а и для собеседника тоже.
6.3. Переходники и удлинители тоже могут быть некачественными и ухудшать звук. Предпочтительнее брать брендовое, а ещё лучше - обойтись без переходников вовсе.

7. Ямобилки почти всегда лучше ведроидных телефонов в отношении качества звука. Речь идёт как про громкость динамиков, уровень выдачи на наушники, так и про микрофон. Если вам не повезло, и у вас ведроид, то особенно важно говорить прямо в микрофон (расстояние 3-5 см нормально, а 10 уже нет). Если у вас есть хороший студийный микрофон дома, то побалуйте своих друзей и позвоните с настольного компьютера с подключенным микрофоном. Это совсем другой опыт общения. Может быть, человек, который раньше терпеть не мог с вами разговаривать, не захочет вешать трубку :)

8. Микрофон. К вышесказанному добавлю, что большинство микрофонов страдают обратной проблемой - что они не слишком плохие, а "слишком хорошие". Слишком хорошие микрофоны улавливают много шума, вызывая алгоритмы шумоподавления, которые портят сигнал. Эти алгоритмы работают на разнице в уровне, поэтому особенно важно говорить прямо в микрофон - чтобы голос не отфильтровывался как шум. В идеале избегать ветра и шумных мест на улице (рядом с дорогой, под мостом и проч.) на время разговора.
Tags: 1, ликбез
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 62 comments