morfizm (morfizm) wrote,
morfizm
morfizm

Category:

Гитарная практика

Мой процесс разучивания новой вещи выглядит так: сначала я пытаюсь "прочесть ноты", и если вещь сложнее тривиальной, то "сыграть с листа" не получится, получится лишь неуклюже искать ноты по одной. Но я начинаю с чистых нот и стараюсь удерживать этот стандарт на протяжении всего процесса. Меняется только темп. Сначала без ритма и в 10-20 раз медленнее, чем целевой. Потом появляется связность отдельных кусов. Работая более углублённо над более сложными кусками, я стараюсь увеличить связность. В какой-то момент могу сыграть всё от начала до конца. Как правило, при этом темп уже всего в 3-4 раза ниже целевого, и к этому времени сделана примерно половина работы. Обычно к этому моменту я уже проиграл вещь достаточное количество раз, чтобы выучить её наизусть, поэтому с этого момента начинается более вдумчивая работа над апликатурой левой и правой рук и над оттенками звучания.

Полька, про которую я упоминал, как раз находится на этом этапе сейчас - я только-только научился играть её связно и в темпе. Темп в 3 раза ниже обозначенного в нотах, но я собираюсь играть чуть медленнее, так что относительно моего целевого он ниже всего в 2.5 раза (и, кстати, ритм соблюдён строго, у меня в ушах наушники с метрономом):



Я видел, как другие люди (особенно пианисты) любят сразу "впрыгивать" в целевой темп, и работа над произведением для них состоит в том, чтобы постепенно исправлять ошибки и улучшать звук. Мне этот подход не очень понятен - ведь в нём ты наслаждаешься красивыми звуками только в конце, когда всё отшлифовал. С моим подходом ты наслаждаешься красивыми звуками весь путь, просто они не сразу звучат как музыка. Впрочем, есть трюк. Если практиковаться с метрономом, то это вводит тебя в своего рода "транс", в котором ощущение времени схлопывается, и ты начинаешь слышать произведение как будто оно сыграно быстро. При этом по сути (физически) оно играется медленно, что по ощущениям выглядит как "лёгкость сознательного контроля". В этом состоянии я могу легко исправлять ошибки ещё до того, как они случились: я успеваю увидеть или почувствовать, что палец идёт не туда, и сознательно подкорректировать его траекторию ещё в процессе. Потом, по мере работы над произведением, я буду ускоряться, и мои возможности по корректировке потеряются, зато пьеса уйдёт в автоматизм и появится беглость. Но если я захочу переучить какой-то кусок, скажем, изменив апликатуру, я снова замедлюсь, переучу, и потом снова ускорюсь.

Upd.: скомпоновал запись втрое быстрее - в 2 раза ускорение заодно с повышением звука на октаву, плюс ещё в 1.5 раза с сохранением высоты звука. Получилось забавно и игриво, в общем, как раз как надо :)
https://www.dropbox.com/s/evdrulhmwwo3ulx/2020-06-04%20Rachmaninoff%20-%20Polka%20Italiene%20%28metronome%208%20is%2069%29%20%28compressed%29.mp3?dl=0
Tags: 1, guitar, me
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments