morfizm (morfizm) wrote,
morfizm
morfizm

Categories:

Чёткое следование правилам или побольше здравого смысла?

Обратил внимание, что у меня есть некоторый внутренний конфликт, на примере разницы в правилах дорожного движения (и принятых практик их соблюдения) в России и в США.

С одной стороны, мне, как человеку крайне педантичному, прельщает российская (выросшая из советской) система, в которой чётко прописано, что и кому следует делать. Продуманы все или почти все варианты, а для непредвиденных ситуаций, есть ещё набор правил второго уровня, там тоже всё чётко детерминировано.

С другой стороны, я своими глазами вижу, насколько безопаснее и лучше американская система, в которой этого детерминизма нет:
- вот есть законы, но водителям не надо их читать, для них есть "водительское руководство",
- руководство меньше похоже на свод правил, а больше на этакий расплывчатый "набор рекомендаций по безопасному вождению",
- благодаря страховкам, ответственность за аварии обычно общая: даже если чётко виноват один, другой всё равно теряет деньги (deductible) и время, но во многих случаев ответственность делится в некоторой пропорции, страховки уже между собой договариваются, сколько кому чья страховка будет платить, для конечного водителя это отражается только в повышении его страховой ставки,
- раз ответственность общая, то к остальным вещам отношение как ко вспомогательным - например, поворотники включать надо не потому, что так требует буква правил, а потому что это полезная подсказка другим водителям о том, что ты, возможно, сделаешь, и включая его ты действуешь на общее благо, помогая другим водителям знать о твоих намерениях... но, конечно, если ты забыл его включить, это не делает тебя автоматически виноватым в аварии (ну, может, добавляет 10-20% к вине), поэтому рассчитывать на чужие поворотники нельзя.

Задумался я об этом в связи вот, с чем: в США для нерегулируемых перекрёстков есть прижившаяся система под названием "четыре стопа". Знаки Stop со всех четырёх сторон, двигаться можно только после остановки, и очерёдность определяется тем, кто первый подъехал к стопу.

Во-первых, нет какого-то правила, определяющего очерёдность в случае, когда водители подъехали одновременно. Тут включается режим вежливости и творчества - кто-то махнёт рукой, или же режим, похожий на разрешение коллизий в ethernet - водитель начнёт движение с небольшой задержкой, но они тронулись одновременно, то снова остановятся :)

Во-вторых, полную остановку никто не делает, и за это, как правило, не наказывают, а если делать не полную, то не очень понятна очерёдность, когда к перекрёстку подъезжают с разной скоростью. Кто-то уже давно вблизи перекрёстка, но подъезжает к нему медленно (и не собирается делать полную остановку), а тут я подъезжаю быстро, технически к белой линии я приехал первым, да ещё и полную остановку сделал, но другой чувак нередко считает "более первым" себя.

Любопытно то, что прописать в американских правилах какой-то более чёткий вариант разъезда на четырёх стопах просто невозможно. Сама идея педантично детализировать определение "а что значит, кто первый подъехал?" идёт в разрез с самой концепцией "все водители несут какую-то ответственность за безопасность всех остальных, следуя рекомендованным ориентирам". Вводить какие-то педантичные миллиметровые критерии вообще не вяжется с идеей "ориентира" - никто такое не будет читать и не будет этому следовать, гаишникам не придёт в голову за это наказывать, издателям не придёт в голову это печатать "в руководстве водителя" и администрации не придёт в голову добавлять это в правила. Ну или добавят чисто номинально как мёртвое правило, которое нужно только чтобы в судах сильно не наглели желающие злоупотребить правилами.

Одновременно с этим, если смотреть российские ролики с автоавариями и road rage, жертв буквоедского отношения к правилам мы видим на каждом шагу. Например, написано, что при въезде на шоссе въезжающий должен уступить дорогу, это интерпретируется "если он должен мне уступить, значит, я не должен быть вынужден сбавлять скорость" и в результате едущий сзади ударяет только что перестроившегося, чтобы "проучить" - ведь он был прав!

В США такое бы не прошло сразу по нескольким причинам:
- потому что "проучить" это вообще отдельное преступление, куда более тяжкое (умышленное подвергание смертельному риску людей это покушение на жизнь, а не "виновность в автоаварии"),
- потому что "уступить" интерпретируется как "выполнить разумные шаги с целью уступить", а не вот обязательно во что бы то ни стало сделать так, чтобы в конечном итоге по всем параметрам получилось, что "по факту он уступил",
- потому что если не было жертв и машины на ходу, то гайцы не приедут вовсе - ребята обмениваются страховками и обязаны покинуть место аварии, а страховки, в свою очередь, никогда не смогут отличить обычный удар сзади от удара сзади того, кто только что перестроился - т.е. почти наверняка виноват будет задний, кроме случая если есть свидетели обратного (а свидетелей, вероятно, не будет - если авария не тяжёлая, никто не будет останавливаться, чтобы предоставить услуги свидетеля),
- потому что время-деньги, даже если "виноват другой", никто не хочет потерять полрабочего дня, штуку баксов на deductibles, много часов на телефонные звонки со страховкой и на поездку в авто-ремонт.

Поэтому в такой системе как в США, правило "уступить" применяется только к случаю, когда люди едут в соседних полосах с примерно одинаковой скоростью, а потом одна из полос сливается с другой. Но если кто-то уже на полтора корпуса впереди, то уступить надо именно ему, вне зависимости от того, в приоритетной он полосе едет или нет.

Для меня все эти размышления - это довольно новая линия мысли в стиле "чёткие правила - не всегда хорошо", вариант с размытыми ориентирами может быть принципиально лучше, и может даже так случиться, что любая попытка специфицировать правила только навредит, а не поможет.
Tags: 1, russia, usa
Subscribe

  • Action cam для мотоцикла

    Посоветуйте action cam для мотоцикла, чтобы было FullHD @ 60fps и удобный helmet mount. Спасибо!

  • Нужна рекомендация ортодонта

    Посоветуйте вашего любимого ортодонта! Нужно сразу два: * Мне - недалеко от Daly City (или Peninsula, или SF); язык не важен. * Товарищу -…

  • Дети и инвестирование

    (Хоть и личная тема, пощу в public, чтобы легче было собрать полезный фидбек) Сегодня за прогулкой соединились воедино сразу несколько посылок в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 52 comments

  • Action cam для мотоцикла

    Посоветуйте action cam для мотоцикла, чтобы было FullHD @ 60fps и удобный helmet mount. Спасибо!

  • Нужна рекомендация ортодонта

    Посоветуйте вашего любимого ортодонта! Нужно сразу два: * Мне - недалеко от Daly City (или Peninsula, или SF); язык не важен. * Товарищу -…

  • Дети и инвестирование

    (Хоть и личная тема, пощу в public, чтобы легче было собрать полезный фидбек) Сегодня за прогулкой соединились воедино сразу несколько посылок в…