?

Log in

No account? Create an account
   Journal    Friends    Archive    Profile    Memories
 

Переселение душ - morfizm


Mar. 3rd, 2010 05:10 pm Переселение душ

Морально-этическое.

Недавно в письме затронул тему моего отношения к реинкарнации. Хочу выложить себе на память, т.к. важные мысли, пригодятся.

В детстве я верил в реинкарнацию. Эта теория многое для меня объясняла и ощущалась полезной. Но потом перестал верить. Перестал по следующей причине:

1. Научное обоснование реинкарнации очень жидкое или вообще отсутствует. Я не исключаю возможности, но думаю, что намного менее вероятно, что реинкарнация не существует, чем что она существует. Это абстрактная теория, настолько далёкая от реальности, что её нельзя ни доказать, ни опровергнуть, потому выбор "верить в неё или нет" нужно основывать на том, приносит ли эта вера пользу.

2. Вера в перевоплощение приносит мало пользы и много вреда.
Подробнее по второму пункту.

В чём суть теории реинкарнации?

Основных пункта два, первый основан на прошлых воплощениях, второй на будущих:
- Если сегодня с тобой происходит что-то плохое, это означает, что ты сделал что-то плохое в прошлой жизни, а сегодня расплачиваешься. Поэтому не нужно винить других или ситуацию, а нужно брать ответственность на себя.
- Жить нужно в соответствии с высокими моральными принципами, не делать плохого, иначе в следующей жизни придётся за это расплачиваться.

Какую пользу она даёт:

- Идею о том, что нужно брать ответственность на себя (за происходящее вокруг и волнующее тебя).
- Идею о том, что нужно жить в соответствии с высокими моральными принципами и ценностями.

Каким методом она даёт эту пользу:

- Принцип справедливости и расплаты за плохие поступки. Напортачил в прошлой жизни - расплачивайся в этой.
- Убеждение об отсутствии безнаказанности. Напортачишь в этой жизни - будешь расплачиваться в следующей.
- Страх перед расплатой за плохие поступки.

Всю эту пользу я прекрасно могу получить и без всякой теории реинкарнации:

- Мне понятно, что брать ответственность на себя означает признавать себя в силах это изменить и мотивирует меня действовать в сторону нужных изменений. А если я изменить ничего не могу, то это не должно меня волновать - нужно принять мир таким, какой он есть, и радоваться. Это очень логично и ествественно: зачем волноваться по поводу вещей, которые ты изменить не можешь? Уж лучше поберечь нервы и рассматривать эти вещи как "рельеф местности" и приспосабливаться. Если же я могу что-то изменить, то брать вину или ответственность на себя - это брать дело в свои руки, вместо того, чтобы пытаться требовать этих изменений от других. Они же волнуют меня, а не других, значит, именно я и должен что-то делать.

- Мне понятно, что надо стараться жить в соответствии со своими принципами. Мне сложно представить что-нибудь более сильное и долговечное, чем принципы, во что имело бы смысл вкладывать много сил.

Мотивация теории реинкарнации в отношении меня совершенно не работает:

- Мне не нужен принцип отсутствия безнаказанности. Я и без него верю в два выше приведённых пункта, и меня не мотивирует страх перед наказанием. Вообще, для меня доминирующая мотивация в жизни - это стремиться к чему-то привлекательному, интересному и радостному, а не пытаться избегать страха и неприятностей. (Это не означает, что я не боюсь и не избегаю неприятностей, просто эти вещи не являются основной мотивационной силой для меня).

- Меня не убеждает принцип справедливости. Я не верю, будто мир справедлив, или будто мир должен быть справедливым. Скорее, я рассматриваю принцип справедливости как инструмент для переговоров, "poor man's choice", к которому приходится скатываться, если нету более сильных общих принципов, общих целей или других точек соприкосновения. Т.е. справедливость - это такой второсортный принцип. Скажем, "доброта" бьёт "справедливость" левой задней ногой :)

- Стараться жить в соответствии с принципами нужно, потому что это правильно и потому что это fun, а не потому что боишься, что иначе произойдёт что-то плохое. Мотивироваться страхом - порочный круг: состояние страха непродуктивно и отнимает много сил, но работать по устранению страха нельзя, иначе проподёт мотивация. По-моему, лучше в этот круг вообще не вступать и находить мотивацию извне.

Одновременно с этим, теория реинкарнации несёт неприятные побочные эффекты:

- Она может побудить человека опустить руки и ничего не делать по поводу неприятностей, ведь есть их объяснение: сам виноват, в прошлой жизни напортачил. Это сковывает критический взгляд и ограничивает возможность докопаться до настоящих причин ситуации, которые ты либо в состоянии изменить, чтобы в будущем ситуация не повторилась, либо в состоянии доказать, что от тебя ничего не зависит, и тогда в следующий раз к ситуации можно подготовиться и не париться по её поводу.

- Она побуждает человека расслабиться и не стремиться к подвигам, не стараться раскрыть свой потенциал полностью, мол, в следующей жизни я успею всё наверстать.

На меня эти эффекты действовали очень демотивирующе, потому потому даже если реинкарнация существует, я предпочту делать вид, будто её нет, и верить, что у меня только одна жизнь, которую надо прожить с умом.

Tags: ,

9 comments - Leave a commentPrevious Entry Share Next Entry

Comments:

From:chinasaam
Date:March 5th, 2010 04:06 pm (UTC)
(Link)
"Стараться жить в соответствии с принципами нужно, потому что это правильно и потому что это fun," - хорошая мысль. Только что значит правильно? Всегда ли Вы согласны с правилами, которые созданы обществом?
From:morfizm
Date:March 5th, 2010 08:39 pm (UTC)
(Link)
Ну, для меня, как человека, ориентированного главным образом на своё мнение, "правильно" означает то, что я сам понял, считаю правильным и верю в правильность. Конечно, правила, созданные обществом, не всегда резонируют с моими личными правилами, поэтому я стараюсь рассматривать их просто как "рельеф местности" - окружение, в котором мне нужно жить по *своим* правилам.
(no subject) - (Anonymous)
From:morfizm
Date:March 6th, 2010 11:36 am (UTC)
(Link)
А мне кажется, отсутствие справедливости не исключает порядок. Справедливость - всего лишь модель. Можно посмотреть на мир и сказать: все объекты, что я вижу - числа. Поэтому я могу их складывать, вычитать, умножать и даже делить, если знаменатель не ноль. Числа можно упорядочивать по возрастанию и по убыванию, можно ещё много чего с ними делать. Конечно, это создаёт ощущение порядка. Но эта модель ограничивает взгляд, заставляя меня видеть только числа и ничего больше. В реальности же не все объекты числа. Есть много всего другого! Другими словами, у "справедливости" есть какая-то "область определения", в рамках которой справедливость работает, но эта область, как мне кажется, вынуждает смотреть на мир слишком узко.

С другой стороны, *некоторые* объекты в мире - таки числа, и в принципе отказываться от арифметики - нелепо. Просто нужно понимать, что арифметика - это для чисел. Так же точно, у справедливости есть какое-то своё место в нашей жизни. Но есть другие места, для которых справедливость не определена и бессмысленна. Я лично чаще вижу как раз эти места, в которых она бессмысленна.

Edited at 2010-03-06 11:38 am (UTC)
(no subject) - (Anonymous)
From:morfizm
Date:March 6th, 2010 08:54 pm (UTC)
(Link)
Ну, люди, разные ситуации, в которых я попадаю. Почти вседа есть более сильные мотивы, чем справедливость, для тех или иных действий.
(no subject) - (Anonymous)
From:morfizm
Date:March 11th, 2010 08:01 am (UTC)
(Link)
В отношении людей - например, доброта, любовь (желание человека порадовать, сделать счастливым).

В отношении бизнеса - красота, точность, производительность: желание сделать более качественный продукт, принести больше пользы миру.

В отношении конфликтов: общие дела, общие идеи: желание внести такую лепту, чтобы суммарно был больший плюс общему делу (даже если конкретно для меня это несправедливо).

Очень редко всё вышеперечисленное отсутствует, и тогда, возможно, придётся скатываться к справедливости как к решающему мотиву.
(no subject) - (Anonymous)
From:morfizm
Date:March 6th, 2010 08:52 pm (UTC)

Re: Taisnīgums

(Link)
"Ir jēga mācīties un kaut ko apgūt, jo tavas spējas saglabājas nākamajās dzīvēs."

I've been thinking about it a lot, and I actually decided to give up on this idea. I think "ir jēga mācīties un kaut ko apgūt", if you can apply it in this life, or if you can share your knowledge, or, at least, if it can make you feel better and make you live a more fulfilled life. But there's no point to learn something if you don't enjoy it, if it's not useful and if you aren't going to share it, just because "it would transfer to your next life".

This fits in overall ideology of U.S. and business-oriented world: you have to be focused on goals, and do things that help you achieve them faster, but avoid doing things that does not help you. Like learning: you shouldn't learn something if it makes you no good (in *this* life).
From:guliverza
Date:March 10th, 2010 12:36 pm (UTC)
(Link)
а почему нельзя верить в реинкарнацию без наказания за плохие дела в прошлой жизни?
From:morfizm
Date:March 11th, 2010 07:58 am (UTC)
(Link)
Ну, мне казалось, что в этом суть.
А что даёт вера в реинкарнацию без наказаний за плохие дела в прошлой жизни? Можешь мне описать модель?
From:chinasaam
Date:March 12th, 2010 10:37 am (UTC)

реинкарнация без наказаний

(Link)
Сначала следовало бы определить, что такое наказание. Для одного - наказание, для другого - испытание на "прочность", для третьего - добрым молодцам урок.
По-моему, можно смотреть на процесс в целом: насколько индивид в своем воплощении близок к совершенству. Чем менее близок, тем он больше ошибается и набивает шишек. Это не наказание, а трудности, возникающие при неверных с точки зрения совершенства действиях. Если человек сознательно не стремится к лучшему, тогда в другом воплощении не будет человеком: сам не хотел.