?

Log in

No account? Create an account
   Journal    Friends    Archive    Profile    Memories
 

Гитара - мотивационный трюк - morfizm


Mar. 23rd, 2010 01:43 pm Гитара - мотивационный трюк

Хочу написать об одном интересном наблюдении, сделанном мной вчера.

Мне стало обидно, что я играю так много раз, и каждый раз делаю случайные небольшие ошибки в *разных местах*. Если бы я делал их в одном месте - никаких проблем, я бы проработал этот отрывок. Но случайные ошибки каждый раз в новом месте - это куда более серьёзная проблема, её не очень понятно, как решать. Даже играя медленно я делаю случайные ошибки. Дело тут не в темпе.

Тогда я задумался о мотивации: "какая сила подталкивает меня играть без ошибок?". Картина моментально стала намного ясней. Я уже давно понял, что раздражаться по поводу ошибок - плохая практика, т.к. эмоция раздражения очень плохо сказывается на всей последующей игре, и потому я поступал иначе: если я делал серьёзную ошибку, я переигрывал. Я испытывал удовольствие от "завершения" - т.е. у меня была мотивация "доиграть до конца", и это подталкивало меня избегать переигрывания и, следовательно, избегать ошибок.

С переигрыванием есть несколько маленьких нюансов:

Нюанс первый. Если переигрывать каждый раз, когда сыграл неидеально, то до конца доиграть вообще невозможно. Следовательно, нужно разделять ошибки на маленькие и большие, и переигрывать только после больших. Соответственно, все маленькие ошибки исключены из этого мотивационного механизма и свободно плодятся и размножаются :) Есть только сила, мешающая им стать большими ошибками, но пока они маленькие, это типа OK.

Нюанс второй. Я очень ценю своё время, а переигрывание - это, по сути, декларация факта, что время потеряно зря. Это вызывает ту же самую эмоцию раздражения, которая влияет на всю последующую игру.

Заключительный нюанс. Если переигрывать, то вторую часть произведения будешь практиковать суммарно меньше времени, чем первую, следовательно вторую часть будешь играть хуже.

В общем, главный вывод, который я для себя сделал - надо бросить привычку переигрывать. Рассуждаю дальше: если не переигрывать, то что тогда? Наказывать себя за ошибки нельзя, такая мотивация не работает. Следовательно, нужно хвалить себя, когда ошибок нет. Т.е. нужно научиться особенно сильно радоваться хорошей игре - играя, как бы мысленно оценивать, хорошо ли ты сыграл последний такт, и радоваться, если было хорошо.

Попробовал попрактиковать это вчера. О результатах, конечно, судить преждевременнно, но я думаю, что это очень многообещающий подход, я готов сделать на него большую ставку.

В идеале, нужно ещё придумать, как мотивировать себя играть вообще без ошибок. Понятно, что разница между двадцатью ошибками и одной ошибкой значительно меньше, чем между одной ошибкой и чистой игрой. Впечатление слушателя от безошибочной игры значительно выше, чем если была хоть одна ошибка. Может, нужно как-то особо праздновать каждую вещь, сыгранную совершенно чисто. Но в этом случае нужно помнить, сыграна ли она чисто - т.е. мысленно подсчитывать ошибки. А это значит, что после первой ошибки я уже буду знать, что чисто не сыграл, и мне захочется посетовать по этому поводу (негативная эмоция). В общем, не понятно, хорошего решения я пока не вижу.

Tags:

12 comments - Leave a commentPrevious Entry Share Next Entry

Comments:

From:plantarum
Date:March 23rd, 2010 09:03 pm (UTC)
(Link)
Я в свое время думала над той же проблемой, но с другим инструментом (ф-но). Думала примерно так: вот если я напевала бы эту мелодию, я бы её скорее всего без ошибки пела. Очень редко случаетя переврать мелодию песни. Правда, это случается со словами, не пойму почему. Мелодия не путается, а слова путаются. Конечно, мелодия в песне одна, ошибиться сложнее. Но я уверена, что дело не в этом.
короче, я тоже решения не нашла.
From:morfizm
Date:March 23rd, 2010 09:18 pm (UTC)
(Link)
Мне кажется, дело как раз в этом. В том, что мелодия одна и она простая. Если вы можете напевать без ошибок, то что будет если вы будете напевать более сложную мелодию? Если опять без ошибок - попробуйте непростую оперную арию. Опять без ошибок? Тогда, может, ну его это фортепиано, а вы, на самом деле, великая оперная певица?
From:ermouth
Date:March 23rd, 2010 09:31 pm (UTC)
(Link)
Дима, ты имхо плодишь сущности. Мне кажется, я отлично понимаю твою проблему и вообще целый класс этих проблем.

Когда делаешь ошибки в разных местах -- это просто недостаток навыка. А в сложном случае -- может быть просто отсутствием таланта (то-есть, не всякий человек, даже постоянно тренируясь, сможет сыграть "полёт шмеля").

Выхода тут два -- и они зависят от того, хочешь ли ты демонстрировать свой навык публично.

Если не хочешь -- и тебе просто нравится что ты делаешь и ты готов делиться результатами -- но не процессом... Для этого есть наигрыш по многу раз на запись и монтаж. Действительно хорошие вещи делаются с монтажом как правило.

Если ты хочешь демонстрировать свой навык публично -- тут не поможет только мотивация. Тут надо просто много и упорно тренироваться. До тех пор, пока моторный навык позволит тебе играть как надо.

Такие дела.
From:morfizm
Date:March 23rd, 2010 10:07 pm (UTC)
(Link)
Дим, мне кажется, ты, наоборот, излишне упрощаешь проблему. Всё, что ты говоришь - совершенно верно и понятно.

Я же акцентирую внимание на процессе тренировки. Тут есть определённая степень свободы: можно тренироваться X времени и получить результат Y, а можно X/2. Конечно, есть какие-то крайние случаи: даже полный идиот сможет получить Y, если будет тренироваться более 10X времени, и даже немеренный талант не сможет добиться Y, если будет тренироваться менее X/4 времени. Но между X/4 и 10X огромный диапазон. Мне интересно, как оптимизировать тренировки. Я об этом и пишу.
From:ermouth
Date:March 23rd, 2010 10:12 pm (UTC)
(Link)
чаще играть для слушателей -- хороший мотив имхо )
From:morfizm
Date:March 23rd, 2010 10:17 pm (UTC)
(Link)
Тут проблемка есть одна. На классическую музыку нет слушателей.

Меня идея с ютубом подталкивает. Я довольно часто снимаю свою игру с мыслью "когда, наконец, сыграю с приемлемым качеством, выложу". Но это немного не то. Т.к. мне понятно, что если я ошибусь, я просто не выложу, но особо стыдно мне не будет :) С реальными слушателями было бы круче, конечно.
From:ermouth
Date:March 23rd, 2010 10:19 pm (UTC)
(Link)
да я жисть не поверю, что нет какогонить комьюнити в сиэтле любителей игры классики на гитаре )

такое даже у нас есть наверняка.
From:morfizm
Date:March 24th, 2010 12:12 am (UTC)
(Link)
Хм... нашёл одно.
http://www.seattleguitar.org/

Что ж, после youtube project пойду разведаю, что там у них.
From:ermouth
Date:March 24th, 2010 12:19 am (UTC)
(Link)
гыгы, там такие потешные старички на фотках )))
From:morfizm
Date:March 24th, 2010 12:43 am (UTC)
(Link)
Ага :) Я думаю, аудитория, которая "стерпит всё", примерно так и выглядит :) Второй вариант - всевозможные концерты, competitions, но там нужен хороший уровень, и, наверное, уже без учителя не обойтись (который выведет на все нужные контакты).

Вариант "с ребятами у костра" годится только чтобы брынчать аккомпанимент и петь (чтобы другие могли подпевать). Кроме того, акустическая гитара совсем не звучит "у костра". Ей нужно помещение (чтобы звук резонировал и усиливался) и нужна тихая аудитория. Играть классику рядом с человеком, который разговаривает или ходит, это хуже, чем вообще не играть...
From:morfizm
Date:March 24th, 2010 12:46 am (UTC)
(Link)
Хотя там на фотках, я смотрю, они на улице играют. Как-то совсем уж попсово это всё :) Не слышно же будет ни фига.
From:miris_rants
Date:March 24th, 2010 03:21 am (UTC)
(Link)
as my sensei always says - don't say "I did this wrong." Say "what did I do right"? After you find out what you did right, you'll figure out wrong but your attitude towards yourself will be different. I think this is exactly what you came to as well, so it must be something.

The rest is just practice. Mistakes in different places simply tell me you don't have yet the confidence - no, not even that - the relaxation of mind! - to play flawless. E.g., if you're totally relaxed your fingers will play "by themselves" - have this ever happened to you? Like your mind is totally out of it, you're just playing. That's where you cannot physically make mistakes. But it seems like right now you're still in a very concentrated, hard mental work - I mean I saw it in your face as well when you played ;) - so you're not immune to mistakes because it's not second nature to you. But it will become. Some day your fingers will just play and then mistakes will have no place whatsoever.