morfizm (morfizm) wrote,
morfizm
morfizm

Гитара - мотивационный трюк

Хочу написать об одном интересном наблюдении, сделанном мной вчера.

Мне стало обидно, что я играю так много раз, и каждый раз делаю случайные небольшие ошибки в *разных местах*. Если бы я делал их в одном месте - никаких проблем, я бы проработал этот отрывок. Но случайные ошибки каждый раз в новом месте - это куда более серьёзная проблема, её не очень понятно, как решать. Даже играя медленно я делаю случайные ошибки. Дело тут не в темпе.

Тогда я задумался о мотивации: "какая сила подталкивает меня играть без ошибок?". Картина моментально стала намного ясней. Я уже давно понял, что раздражаться по поводу ошибок - плохая практика, т.к. эмоция раздражения очень плохо сказывается на всей последующей игре, и потому я поступал иначе: если я делал серьёзную ошибку, я переигрывал. Я испытывал удовольствие от "завершения" - т.е. у меня была мотивация "доиграть до конца", и это подталкивало меня избегать переигрывания и, следовательно, избегать ошибок.

С переигрыванием есть несколько маленьких нюансов:

Нюанс первый. Если переигрывать каждый раз, когда сыграл неидеально, то до конца доиграть вообще невозможно. Следовательно, нужно разделять ошибки на маленькие и большие, и переигрывать только после больших. Соответственно, все маленькие ошибки исключены из этого мотивационного механизма и свободно плодятся и размножаются :) Есть только сила, мешающая им стать большими ошибками, но пока они маленькие, это типа OK.

Нюанс второй. Я очень ценю своё время, а переигрывание - это, по сути, декларация факта, что время потеряно зря. Это вызывает ту же самую эмоцию раздражения, которая влияет на всю последующую игру.

Заключительный нюанс. Если переигрывать, то вторую часть произведения будешь практиковать суммарно меньше времени, чем первую, следовательно вторую часть будешь играть хуже.

В общем, главный вывод, который я для себя сделал - надо бросить привычку переигрывать. Рассуждаю дальше: если не переигрывать, то что тогда? Наказывать себя за ошибки нельзя, такая мотивация не работает. Следовательно, нужно хвалить себя, когда ошибок нет. Т.е. нужно научиться особенно сильно радоваться хорошей игре - играя, как бы мысленно оценивать, хорошо ли ты сыграл последний такт, и радоваться, если было хорошо.

Попробовал попрактиковать это вчера. О результатах, конечно, судить преждевременнно, но я думаю, что это очень многообещающий подход, я готов сделать на него большую ставку.

В идеале, нужно ещё придумать, как мотивировать себя играть вообще без ошибок. Понятно, что разница между двадцатью ошибками и одной ошибкой значительно меньше, чем между одной ошибкой и чистой игрой. Впечатление слушателя от безошибочной игры значительно выше, чем если была хоть одна ошибка. Может, нужно как-то особо праздновать каждую вещь, сыгранную совершенно чисто. Но в этом случае нужно помнить, сыграна ли она чисто - т.е. мысленно подсчитывать ошибки. А это значит, что после первой ошибки я уже буду знать, что чисто не сыграл, и мне захочется посетовать по этому поводу (негативная эмоция). В общем, не понятно, хорошего решения я пока не вижу.
Tags: guitar
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments