Сегодня я пришёл на ежегодный пикник. От количества впечатлений я рано ушёл и не успел толком попрощаться с нужными людьми, взять контакты и постеры с датами концертов. Просто люди стали быстро уходить и я побоялся в незнакомой обстановке оставаться один, мне тоже захотелось быстро уйти. Программу-минимум я выполнил: познакомился с минимум одним интересным человеком и взял его e-mail (на самом деле, познакомился с четырьмя, но контакты взял только у одного), и сделал что-то запоминающееся, так что теперь я могу знакомиться ближе с этими людьми значительно быстрее, просто сказав, что я Dmitry, который приходил на пикник. Из запоминающегося, я сделал две вещи: я принёс арбуз, что как оказалось, никто никогда раньше не делал, и вообще это была отличная идея, и я поиграл на гитаре, когда было предложено играть всем желающим. Про это подробнее ниже.
Итак, пикник проходил на открытом воздухе, в частном доме одного из организаторов. Обстановка действительно очень комфортная, спокойная и волшебная. Пришло человек 30, кое кто с семьями. Половина людей в возрасте 50-90. Большинство членов клуба - либо профессионалы, дающие концерты, либо профессионалы в отставке, играющие для души, либо "ученики", но взрослые, и занимающиеся много лет. Часто можно встретить людей с серьёзным музыкальным бэкграундом на других инструментах, которые лишь недавно (лет 3-5 назад) стали играть на гитаре. Были так же слушатели, на гитаре не играющие. Совсем новичков на гитаре не было, либо они просто не самоидентифицировались.
Я ещё никогда не видел столько любителей классической гитары в одном месте. У меня от осознания этого факта кружилась голова, хотелось молча сидеть, смотреть и слушать, просто впитывать атмосферу.
Пришёл я с опозданием в 50 минут. Я не единственный, кто опоздал, был ещё один опоздавший. Но в следующий раз, наверное, лучше бы прийти вовремя. Когда я пришёл, все уже заканчивали есть, но еда всё ещё была. Я поел. Во время еды познакомился с двумя соседями: парень Скотт и женщина, кажется, её звали Кэролин.
Скотт играет на гитаре 20 лет, но как хобби (а, вообще, он Java-программист, живущий в Issaquah) и с перерывами. Его любимая музыка в точности такая же как моя - до барокко включительно. Очень любит Баха (опять же, мой любимый композитор). В виде исключения также любит Пиацоллу и африканскую музыку. В конце event'а Скотт поиграл практически только для меня. Я открыл для себя Вейса - замечательного композитора, как раз в том стиле, который я люблю. Также Скотт поиграл Баха (сонату BWV 1003). Конечно, он играл с ошибками, но из реальных людей, которых я видел в непосредственной близости от меня, никто так хорошо не играл Баха. Я на полном серьёзе спросил его, не даёт ли он уроков, а он на полном серьёзе отмахнулся, сказав, что он только учится, а Баха тут ребята играют намного лучше, чем он (так! знакомиться, знакомиться и ещё раз знакомиться! со всеми!!!). Но я от него не отстану, именно у него я и взял e-mail.
Кэролин играет на фортепиано и на скрипке и имеет полное музыкальное образование, а гитарой занимается "всего" три года (хотя, с её background'ом, думаю, три года - это очень круто). Она сыграла на сцене этюд Сора (Study in D by Fernando Sor, Opus 35 No 17, примерно как здесь, только побыстрее, повыразительнее и в разы чище). Перед этим она рассказала историю, как она ездила в отпуск куда-то в in the middle of nowhere, в джунгли в Южной Америке. Там, где не было воды из крана, электричества, в общем, ничего, дикое место. И в этом месте, в домике, где они поселились, была гитара (!). Единственной вещью, которую она помнила наизусть, был этот этюд Сора, поэтому она играла его две недели. Под звуки джунглей! (животные, насекомые, сверчки и проч.) Вот мы и слушали этот этюд, мысленно погружаясь в ауру джунглей.
После еды был концерт гитариста по имени Mark Wilson. Сначала сольный, а потом, под его руководством, в оркестре из 7 гитар. Мне понравилось исполнение, но меня не очень привлекла музыка (слишком "современная" для меня, хоть и всё ещё классическая :)). Я плохо слышал и мне пришлось два раза пересесть: один раз просто поближе, а второй раз - на другую сторону, т.к. туда были направлены отверстия у гитар, и там было лучше слышно. Слушать гитарный ансамбль - для меня первый в жизни подобный экспириенс. Очень необычно и завораживающе.
После этого играли "все желающие", принёсшие гитары. Это была Кэролин и я. Я спросил, сколько у меня есть времени. Мне сказали 10 минут. У меня как раз были заготовлены задумки для любого количества времени от 1 до 10 минут. Я сыграл "Старинный Танец" Попляновой, потом "Фугу" Санза, а потом партиту Бресчанелло (все 4 части).
Для меня это был первый раз, когда я играл не для друзей, для такого большого количества людей, и чтобы было столько профессионалов среди слушателей. Уже фугу я играл большим с трудом. Когда я перешёл к партите, особенно к 3-й и 4-й частям, я был в таком состоянии: руки тряслись, как от нервного тика. Вся гитара тряслась. По лицу градом стекал пот. Пальцы не слушались. Мне приходилось прижимать струны как будто не пальцами, а задействуя соседние мышцы - как бы вдавливая неподвижные пальцы всем суставом руки, направляя их в нужное место. Я очень боялся остановиться или ошибиться (и, конечно же, ошибок сделал втрое больше, чем дома, причём три или четыре раза сбился с темпа - это заметные ошибки). Время как будто остановилось. Я смотрел только на гриф, просто потому что боялся отвлечься, и боялся, что буду ещё больше нервничать, если посмотрю на людей. Спокойствие и ясность у меня была только в голове. Тело как будто не слушалось и вибрировало от нервов. Я играл и параллельным голосом мысленно повторял себе "Дима, всё в порядке. Расслабься. Представь себе, что ты дома. Ты тренируешься. Нет, ты не на концерте." Не знаю, помогло это или нет. Может, если бы я этого не делал, было бы ещё хуже. В жиге (4-й части партиты) я взял слишком большой темп, и даже думал, может замедлиться вначале очередного повтора. Но решил не замедляться, т.к. боялся вообще сбиться. В общем, однозначно, надо тренироваться играть перед публикой. Ничего в этом такого сложного быть не должно - ведь технически это просто обычная игра на гитаре. Но почему-то тело этого ещё не понимает.
Когда я закончил, мне похлопали, многие сказали что им очень понравилось. Я сказал Вирджинии, что очень нервничал, и едва справлялся. Она сказала, что этого не было видно. Было видно, что я спокоен и внимательно сосредоточен на пьесе ("you're really 'into it'"). Это было удивительно. Короче, люди, если вы видите, что кто-то "really into it", не думайте, что с ним обязательно всё в порядке. Может быть, он сильно нервничает и играет из последних сил.
Дэвид (один из гитаристов ансамбля, но не дирижёр) предложил мне играть в ансамбле. В этом составе они встречались всего 7 раз, и, насколько я понял, у них welcome разного уровня гитаристы. Все партии, кроме ведущей, показались мне вполне простыми. Я сказал, что это может быть интересно, и предложил поговорить об этом подробнее после эвента. Но я забыл/не успел к нему подойти (собственно, я засшулался Скотта, который играл для меня Вэйса и Баха). Насчёт игры в ансамбле - надо об этом крепко подумать. Это встречи раз в неделю. У меня уже практически нет времени в этой жизни, поэтому если я решу присоединиться, мне придётся отсортировать все свои обязанности, всё внимательно взвесись, рассчитать, и, возможно, отказаться от чего-нибудь или перевести какие-то дела на более редкое расписание. Что касается скиллов - музыка, которую они играют, не та, которая мне интересна. Но люди приятные, и игра в ансамбле - это отдельный самостоятельный скилл, который может полезен сам по себе.
В самом конце, когда уже все уходили, другие члены ансамбля тоже подошли ко мне и сказали, что им понравилась моя игра, в том числе Марк Вильсон, и что мне нужно на open mic event прийти. Вообще, эту вещь Бресчанелло никто не слышал, и никто даже не знает Бресчанелло, так что я, по сути, поработал популяризатором этого замечательного композитора. (Именно он и натолкнул Скотта на идею сыграть Вэйса, т.к. он похож по стилю.)
Уже дома я нашёл Марка Вильсона на сайте гитарного магазина (Rosewood guitar). Он даёт уроки за $45/час, и... "he completed his Masters degree under Nicholas Goluses". Вот это новость! Ник Голусес - мой абсолютный кумир, наверное, второй после абсолютного кумира номер один - Джона Вильямса. Джон Вильямс - эталон игры на гитаре в принципе, а Ник Голусес мне особо нравится своим исполнением скрипичных сонат Баха на гитаре. Т.е. Марк - это близкий ученик Ника Голусеса, и, вероятно, он тоже играет Баха! Надо бы убедиться в этом и познакомиться с ним поближе.
Ладно, если я чего вспомню, я ещё напишу. По важному и интересному я, вроде, прошёлся. Одному из старейших организаторов клуба (которого зовут Dick Sacksteder) вручили премию в виде красивого хрустального многогранника с каким-то текстом. Красивый piece of art и трогательная церемония. На вид Дику лет 100 примерно.