morfizm (morfizm) wrote,
morfizm
morfizm

Category:

Бах И.С.

Иоганн Себастьян Бах - известный барочный композитор, с подробностями биографии и творчества которого можно познакомиться самостоятельно (википедия и другие материалы). Я напишу кратко о запомнившихся мне моментах биографии, а также подробнее о моём личном восприятии его творчества.

Биография в двух словах.

Бах жил и работал в 18 веке (1685-1750). При жизни он был известен как церковный органист, а не как композитор. К концу 18-го века его работы считались слишком сложными для исполнения и устаревшими в пользу расцветающего классицизма. Хотя многие нынче известные музыканты уже ценили его работы, большой интерес к Баху возник после исполнения упрощённой версии "Страстей по Матфею" в обработке Мендельсона в 1829 году в Берлине. В 1850 был создан клуб любителей Баха, которые поставили своей задачей собрать и опубликовать академическое собрание его работ, что было выполнено к 1900. Всего у Баха написано более 1000 работ. Из того, что мы знаем, у Баха было 20 детей, некоторые из которых умерли в детстве.

Слушание музыки Баха.

Музыка Баха значительно отличается от современной по тому, чем в ней можно восхищаться и как её правильно слушать. По моим наблюдением, Бахом особенно увлекаются инженеры, программисты и деятели науки, потому что эта музыка создаёт ощущение математической точности, красоты и продуманности.

В современных композициях упор делается на течение музыки. Красивая мелодия, с аккомпанементом и декоративным "наполнителем", или же сложная многогоголосная композиция с красивыми переходами. Основные гармонии можно услышать, если держать в голове лишь небольшой отрывок из только что сыгранного. Пример музыкального направления, в точности противоположному Баху - это джаз. Вы можете наслаждаться любым отрывком джаза из середины и прервать в любом месте, и даже исполнители зачастую не знают, куда "завернёт" их музыкальная мысль. Вам не нужно знать начало, чтобы оценить конец. Вообще, как возникает удовольствие от музыки: слушатель мысленно угадывает, что будет дальше, и балдеет, когда ему удаётся угадать правильно. В случае джаза можно "близко попасть", угадывая на несколько секунд вперёд, основываясь только лишь на памяти о нескольких предыдущих секундах, но очень сложно угадывать далеко вперёд. Музыка просто "течёт", а не является частью сложной целостной структуры.

Произведения Баха иные. Начало музыки почти всегда непонятное (при первом прослушивании), и гармонии довольно странные. Но чем дальше двигаешься по произведению, тем больше можешь угадывать, потому что гармонии очень длинные, и они как бы нанизываются на структуру, построенную в первой части. Заключительная часть пьесы Баха уже почти не содержит никаких свобод: её легко угадать, потому что нужно завершить все начатые "незавершённости", которых в голове у слушателя сложилось очень много, и они тянутся с самого начала. Зачастую завершить их можно только одним-единственным способом, который отлично угадывается. Если прервать слушание раньше окончания, чувство незавершённости будет очень сильным. Если начать из середины, то музыка вообще может быть непонятна, не завершена и негармонична.

Такое слушание развивает очень длинную музыкальную память, которая позволяет получать удовольствие от многих других произведений эпохи позднего Барокко, а также более сложные и эмоционально разноплановые произведения эпохи классицизма. Одновременно с этим, такая длинная память сильно затрудняет способность слушать джаз, потому джаз требует "короткой памяти" и способности быстро освобождать голову от недавно прослушанного. В длинную память откладывается слишком много звуков, которые не задуманы композитором чтобы гармонировать с последующим продолжением, и в голове возникает колоссальный диссонанс, в какой-то момент превращающийся просто в белый шум. Как радио, не настроенное на радиостанцию, или звуки хроматической гаммы, извлечённые одновременно.

В силу описанного эффекта (длинная vs короткая память) музыка Баха не несёт какой-либо заметной ценности в качестве фоновой. Её нужно слушать сосредоточенно и не отвлекаясь, от начала до конца. Я нередко резервирую в календаре время для слушания музыки, выключаю вентилятор и посудомоечную машину, закрываю окна, чтобы минимизировать шум, одеваю хорошие наушники, располагаюсь в комфортной позе, закрываю глаза и слушаю в одиночестве, со стопроцентным вниманием, нередко по нескольку раз подряд.

Одна из особых красот музыки Баха - это многоголосье и искусство контрапункта. В большинстве добаховой музыки имелся основной голос, а другие голоса были вспомогательными, исполняли роль аккомпанемента. Фуги (произведения с самостоятельно бегущими голосами), написанные до Баха, слушались не очень гармонично, потому что одна мелодия не всегда являлась аккомпанементом для другой. Контрапункт - это гармоническое сочетание нескольких голосов. Т.е. голоса продуманы и мелодичны не только внутри себя, но и по отношению к другим голосам, звучащим одновременно. Это как новое измерение, переход от плоскости к объёмному пространству, и Бах умел это делать. Таким образом, Бах считался мастером фуги и органных многоголосных произведений.

Вероятно, профессиональные музыканты могут впервые услышать фугу Баха, понять её и оценить гармоническое переплетение мелодий, но мне до этого ещё далеко. Тем не менее, я могу достичь довольно глубокого понимания, если буду слушать очень много раз. Обычно первое слушание - это просто впитывание, "открытость ко всему", ознакомление. Потом я начинаю обращать внимание на отдельные мелодии - начиная с самой яркой. Когда я уже хорошо её знаю, и способен выделить её из общей массы и мысленно слышать все отдельные звуки мелодии, я слушаю ещё раз, но уже мысленно "вычитаю" первую мелодию: теперь я могу услышать остальное. Когда я могу направить своё внимание на каждую мелодию в отдельности, я начинаю слушать комплексно: как бы рассеиваю внимание, но при этом отчётливо и одновременно слышу разные мелодии, звучащие все одновременно. Теперь я могу обращать внимание на взаимные гармонии и на музыкальную мысль произведения в целом. По мере дальнейшего слушания, я помню всё больше и больше, и это только увеличивает удовольствие, возможность "мысленно угадывать продолжение" и глубину понимания, потому что я слышу всё более отдалённые (отстоящие по времени) гармонии, которые тоже тщательно продуманы композитором! У меня нету любимых произведений Баха, которые я бы внимательно слушал менее, чем 20 раз. Обычно значительно больше.

Бах мне очень нравится тем, что в его музыке почти нет лишних нот, служащих только как "наполнители" или для перехода. Все ноты так или иначе участвуют в гармониях. Отношение количества музыкальной мысли к количеству нот очень велико.

Работы Баха.

Я слушал значительно меньше музыки Баха, чем мог бы. (Но у меня ещё всё впереди! :)). Напишу о своих самых любимых вещах на сегодняшний день.

1. Сюиты для оркестра:
Orchestral Suite No. 1, C-dur, BWV 1066
Orchestral Suite No. 2, h-moll, BWV 1067
Orchestral Suite No. 3, D-dur, BWV 1068
Иногда их ещё называют сюиты для гобоя и оркестра. Многие вещи можно играть на флейте с аккомпанементом на другом инструменте. Моя самая любимая сюита - это си-минорная (BVW 1067), вообще, наверное, это моё самое любимое произведение Баха. Кстати, её заключительная часть - это быстрая и популярная мелодия "Badinerie" ("Шутка"), возможно, отчасти благодаря которой новое поколение знает Баха как великого композитора для рингтонов... Но максимальная музыкальная красота заключена в первой части - в увертюре. Другие части можно рассматривать как уточнение и завершение некоторых поднятых в увертюре тем.
В моих записях исполнение Bath Feastival Orchestra, Dir. Yehudi Menuhin.

2. Концерты для скрипки с оркестром:
Violin Concerto No 1, a-moll, BWV 1041
Violin Concerto No 2, E-dur, BWV 1042
Violin Concerto No 3, d-moll, BWV 1043
Второй концерт я слушаю по большей части потому, что он был на одном диске с первым и третьим. Третий концерт интереснее. Первый вообще шедевр. Очень динамичная и эмоциональная вещь, прямо "кричащая", при этом всё ещё в стиле Баха, с сохранением всех свойств, которые я описал, касающихся музыки Баха в целом.
Эти вещи я слушаю тоже в исполнении Bath Feastival Orchestra, Dir. Yehudi Menuhin.

3. "Английские сюиты" для клавесина. Их существует 6 штук, из которых 2 мажорные и 4 минорные. Минорные мне больше нравятся, поэтому мажорные я в какой-то момент вообще перестал слушать. Вообще, музыка в минорных тональностях обычно более сложная и интересная, с более длинными гармониями. Музыка в мажоре - в целом, более торжественная и популярная. Настоящие шедевры, написанные в мажоре - обычно более редкая вещь (и, может, их сложнее написать?), чем прекрасные вещи для минора.
English Suite No. 2, a-moll, BWV 807
English Suite No. 3, g-moll, BWV 808
English Suite No. 5, e-moll, BWV 810
English Suite No. 6, d-moll, BWV 811
У меня есть записи в исполнении Гленна Гульда. Сумасшедшего великого канадского пианиста, особо известного за интерпретации Баха. Гленн Гульд также известен своим высказыванием относительно важности ежедневной практики: "если я не играю один день - это слышу только я, если два – слышит моя семья, если три – слышит весь мир" (спасибо raindog_2 за эту цитату).

4. Браденбургские концерты (для скрипичного оркестра). BWV 1046-1048. Они мне меньше нравятся, но они хороши как примеры очень интересных и качественных произведений в мажорных тональностях.

5. Органные произведения:
Organ, Toccata & Fugue, d-moll, BWV 565 (токатта и фуга в ре-миноре). Известнейшая вещь для органа, и, на мой взгляд, одна из лучших.
Organ, Toccata & Fugue, d-moll, "Dorian", BWV 538. Вторая любимая вещь.

6. Бах на гитаре. Две известнейших вещи - это сюиты для лютни и скрипичные сонаты, переложенные на гитару, и отлично исполненные Николасом Голусесом. Кстати, фуга BVW 1000, о которой я уже писал, это одна из частей скрипичной сонаты, переработанная и дополненная самим Бахом для исполнения на лютне. Видимо, Бах очень любил эту фугу.
Среди сюит для лютни наиболее популярны вот эти две:
Lute Suite in G minor, BWV 995
Lute Suite in E minor, BWV 996
Я уже играю Bouree из одной из этих сюит, и раньше играл Allemande, надо восстановить.
Но у Баха больше работ для лютни. Некоторые из них гитаристы (и лютнисты) избегают играть, потому что вещи слишком сложные, и ещё не придумана апликатура, которая позволит должным образом осуществить голосоведение, не в ущерб музыкальности. Иногда можно видеть попытки переложить эти вещи в другие тональности.
Скрипичные сонаты три:
Sonata No. 1 in G minor, BWV 1001
Sonata No. 2 in A minor, BWV 1003
Sonata No. 3 in C major, BWV 1005
У меня есть замечательное исполнение Ника Голусеса, а также целый набор разных исполнений фуги из BWV 1001 (AKA BWV 1000 - кстати, BWV 1000 аранжирован для ля-минора, на тон выше, что несколько упрощает исполнение на гитаре. Это +1 к мастерству Голусеса, который чистейше играет всю сонату в соль-миноре).

Есть множество других работ Баха, которые я уже слышал, но они не являются самыми-пресамыми любимыми, потому я не включил их в этот обзор. Есть многое из того, что я ещё не слышал, но уже добавил в свой "TODO" list. В частности, для клавишных инструментов: французские сюиты, партиты и сборник "хорошо темперированный клавир". Последнее - это прелюдии и фуги (BWV 846–893), написанные Бахом во всех тональностях (24 мажорных и минорных), чтобы продемонстрировать гибкость и мощь хроматической гаммы, переход на которую был осуществлён в период жизни Баха. До Баха инструменты настраивали в соответствии с чистыми интервалами и некоторые тональности были удобны для исполнения, а некоторые производили много диссонанса. (Разговор об этом - отдельная большая тема, потому здесь я лишь упомянул о ней).

Что касается гитары, Бах на ней звучит очень здорово, но исполнение сложное. Татьяна Николаевна (учитель, с которой я работал во время отпуска) рассказывала мне, что в музыкальной школе и в консерватории гитаристы добавляют Баха в свой репертуар только в одном случае: если это обязательное требование для экзамена. Чаще всего они валятся именно на Бахе.

Кстати, для гитаристов (и, предположу, для многих исполненилей на других инструментах), умение слушать классическую музыку (и, в частности, Баха) помогает как раз тем, что развитая "длинная память" позволяет играть очень медленно, при этом всё ещё осознавая музыкальную нить произведения. Техника медленной игры очень помогает двигаться вперёд - на мой взгляд, это вообще важнейшая техника, которую нужно осваивать в первую очередь, но в подробностях она заслуживает отдельного поста.
Tags: guitar, music
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 39 comments