?

Log in

No account? Create an account
   Journal    Friends    Archive    Profile    Memories
 

О дружбе и о клятвах - morfizm


Jun. 4th, 2009 08:32 pm О дружбе и о клятвах

naoe_riki затеял обсуждение темы "что такое друг", там где я изрядно поучаствовал, а заодно обзавёлся анимешным юзерпиком.

Возник один вопрос, который я сформулирую ниже, после необходимого предисловия.

Вот есть крепкая верная дружба (по-книжному), которая так или иначе, явным или неявным образом основывается на обещании (клятве?) верности друг другу. Один человек уверен в том, что другой его не подведёт, что бы это ни означало, будет на его стороне и т.п.

Клятва - это такая специфическая штука, сила которой заключена не только в соблюдении клятвы человеком, давшим клятву, но также и в уверенности в клятве человека, получившего клятву. Если A получил клятву от Б, после чего Б повёл себя так, будто бы нарушил клятву, то А будет "верить до последнего", возможно, считая Б охмурённым, очарованным, сбившимся с пути, и будет всеми силами пытаться "вернуть его". Уверенность А в клятве будет заметна Б, что будет укреплять его собственную уверенность в принесённой клятве, и в необходимости её соблюдать.

Чем больше людям доверять, тем больше они будут заслуживать доверия. Кстати, одноимённая статья Раймонда Чена весьма интересна, и раскрывает аспект коммерциализации данного принципа: "People become more trustworthy the more you trust them". Аналогично, люди "растут" (в смысле личностного роста, профессионального роста), когда от них ожидают большего, видят в них большее.

Клятва - это такая особенная штука, которой необходимо слепо доверять. Она изначально не может быть ни на чём основана, ведь если было бы другое основание для доверия, то зачем нужна была бы клятва? Слепо верить во что-либо непросто, но для облегчения этой нелёгкой задачи люди придумали символические ритуалы, декларирующие и скрепляющие слово. Например, можно изложить на бумаге и подписаться. Можно высечь обещание на камне. Можно даже внести элемент мистики, например, произнести заклинание или, скажем, расписаться кровью и закопать клятву при полной луне на вершине холма. В символичное действие вкладывается магическая сила, которую легче приписать этому действию, чем просто слову. Дополнительная мистификация, возможно, служит тому, чтобы придать обстановке уникальность и сложность в воспроизведении, как если бы для разрушения клятвы необходимо было бы пройти такой же по сложности ритуал.

(Примечание. Разумеется, скрепляющей клятву силой также являются определённые санкции, применяемые обществом в случае её нарушения: как юридические, так и основанные на общественном мнении. Этот аспект очень важен, но в рамках этого поста мне хотелось бы оставить его в стороне и рассмотреть только ту "неуловимую" часть, которая не основана на страхе перед подобными санкциями).

Теперь, внимание, вопрос: какие существуют клятвы и ритуалы, определённым образом скрепляющие дружбу и влекущие определённый ненулевой выигрыш обеим сторонам, но при этом менее брутальные чем "клятва дружеской верности на всю жизнь, подписанная кровью"?

Мне кажется, было бы интересно исследовать следующие направления:
1. Ограниченная область применения, например:
1.1. Ограниченный срок: не "на всю жизнь", а, скажем, "на год".
1.2. Ограниченная география. Например, клятва действует только, когда давший её находится на определённой территории.
2. Более чёткие и легкопроверяемые формулировки. Например, вместо абстрактного "верность", более приземлённое: "буду ходить в кино только с тобой".
3. Упрощённые условия выхода. Например, заранее чётко оговоренный ритуал, освобождающий давших клятву от её дальнейшего соблюдения и согласованный протокол исполнения этого ритуала. (Например, "Клятва 'буду ходить в кино только с тобой' потеряет силу через 30 дней после того, как ты запостишь в ЖЖ 24-м шрифтом магическую фразу 'кина не будет'").

Разумеется, меня интересуют реальные (полезные) примеры, причём не являющиеся бизнес-договорами, а, скорее, как более структурированная форма дружбы. Интересно, есть ли такое? (Если нет, надо подумать, что можно было бы изобрести!)

64 comments - Leave a commentPrevious Entry Share Next Entry

Comments:

From:birdwatcher
Date:June 5th, 2009 03:43 am (UTC)
(Link)
Ну, известно какие. Прошли вместе лагерь. Воевали на войне. Сидели в школе за одной партой. Чего уж хорошего.
From:morfizm
Date:June 5th, 2009 04:28 am (UTC)
(Link)
Ну это те, которые друзья на всю жизнь.

Интересно, бывает ли что-то похожее на дружбу именно с ограничениями? Т.е. smaller commitment for smaller (but non-zero) benefit.
(no subject) - (Anonymous)
(no subject) - (Anonymous) Expand
From:galka_vasina
Date:June 5th, 2009 04:11 am (UTC)
(Link)
мне совсем не нравится такой разбор и такой угол.
неправильно это как-то.

что значит на год!?
что значит ограниченная география!?
и что, в конце концов, это "только с тобой в кино"?!?!

я категорически против такого разбора.

друг есть друг. и точка. он или есть... или это просто приятель, или знакомый.

я сейчас на работу бегу. но тема зацепила не на шутку. я аж вспылила! странно. давно такого не случалось, да и никто на меня и на моих друзей не наезжал, чтобы так среагировать :)
(no subject) - (Anonymous) Expand
From:l_sylvanas
Date:June 5th, 2009 06:22 am (UTC)
(Link)
ну по-моему все твои варианты помножают изначальный смысл на ноль. то есть это скорее область фантастической литературы (небезынтересная), а реальное общество такого не примет :)
From:dennyrolling
Date:June 5th, 2009 06:25 am (UTC)

по этому поводу я могу сказать только одно

(Link)
настоящих друзей нельзя купить, но можно продать.
From:nurture_kid
Date:June 5th, 2009 04:48 pm (UTC)
(Link)
конечно, такое есть. когда человек может оказаться тебе полезен, ты изо всех сил стараешься его не подвести до того момента, пока он тебе полезен и/или сделает что-то, что тебе от него нужно.
или там люди объединеные общей целью - в спортивной команде или в рабочей. все понимают, что нужно помогать друг другу, каждый выкладывающийся доверяет, что остальные участники тоже выкладываются. и общий результат растет.
еще примеры нужны?
From:morfizm
Date:June 5th, 2009 04:52 pm (UTC)
(Link)
Да, конечно нужны.

Ваш первый пример - это игра в один ворота. Здесь нет какого-то взаимоного обещания. Второй пример - это ситуация, скорее, рабочая, чем дружеская.
(no subject) - (Anonymous) Expand
From:coolbaskin
Date:June 24th, 2009 07:43 pm (UTC)
(Link)
Здесь как-то совсем не затронута тема самообмана. То есть, вопрос ставится в форме, когда люди чётко осознают прошлое, настоящее, будущее и свои цели в отношениях, просчитывают динамику и т.д. В реальности это игра во-первых проходит с неполной информацией (мало ли что может случиться), а во-вторых, с обманом другой стороны и самих себя. Пример: дружба по интересам, которую упомянула Аня или "дружба в лагере", когда мысли о том, что она конечна, более-менее явно приходят только в период расставания. Если рассматривать эти обстоятельства, картина становится гораздо сложнее.
From:morfizm
Date:June 27th, 2009 10:51 pm (UTC)
(Link)
Тема самообмана здесь действительно не затронута, но мне кажется, в ваших примерах соль не в самообмане. Например, дружба в лагере: мысль о том, что она конечна, мне, напр., приходят с самого начала. Другое дело, что мне совсем не обязательно говорить об этом с самого начала. Выбирая молчание, я как будто бы оставляю за собой выбор: мол, если человек мне понравится, я предложу ему встречаться дальше или переписываться, а если нет - то мы расстанемся автоматически. Мой поинт в том, что если явно задекларировать "дружить будем до конца сезона", то мы, с одной стороны, конечно, как будто отбираем у себя этот выбор, а, с другой - мы даём себе много плюсов за счёт этой определённости в отношениях. Но мне в реальности не встречались случаи подобного предварительного декларирования краткосрочной дружбы, так что это просто мысли вслух.
(no subject) - (Anonymous)
From:morfizm
Date:May 16th, 2010 08:28 am (UTC)
(Link)
Твой пример - это неработающие обещания. Когда обещания работают (что непросто достигается, но кто говорил, что всё должно быть просто?), они скрашивают жизнь и открывают массу возможностей.

"О моментах, где нужна особая поддержка и надёжность - стоит договариваться особо." - ну, наверное, о любых моментах, на которые в будущем хочется *рассчитыва*, нужно договариваться особо. Только почему бы таки не договориться? Если не убивать время в ненужных спорах, и поставить договорённости "на поток", как создание договорённости, так и её management (не забыть выполнить) может занять минуты. А удовольствие - выше среднего.

Главная мысль в том, что правильный набор договорённостей можно создать практически с любым человеком, с которым вообще можно договариваться и строить какое-то доверие. Если же искать человека, который "в том виде, какой он есть" ведёт себя так, как тебе нужно, то его можно очень долго искать. Ну, или очень долго работать над собой, чтобы совершенно любого человека можно было бы "принять".


(no subject) - (Anonymous) Expand
(no subject) - (Anonymous) Expand
(no subject) - (Anonymous) Expand
(no subject) - (Anonymous) Expand
From:sko4
Date:September 28th, 2010 10:36 am (UTC)

никакк не освою не_выносную "мышку", приходится "копипр

(Link)
=..и рассмотреть только ту "неуловимую" часть, которая не основана на страхе перед подобными санкциями
From:sko4
Date:September 28th, 2010 06:25 pm (UTC)

Re: никакк не освою не_выносную "мышку", приходится "копи

(Link)
7. Делаешь предложение. Требуешь ответа за три бизнес-дня.