?

Log in

No account? Create an account
   Journal    Friends    Archive    Profile    Memories
 

Работа над ошибками - morfizm


Apr. 29th, 2011 02:30 pm Работа над ошибками

Во время практики следует не пропускать ошибок, а останавливаться и работать над ними.

Простой и понятный совет. Можно с ним согласиться или не согласиться, но можно ли его понять неправильно?

Оказывается, можно, причём разными способами!
Соберу здесь опыт моих наблюдений за собой и за другими начинающими музыкантами.

1. Первая распространённая ошибка - пропустить слова "во время практики". Грустно наблюдать, когда на концерте начинающий "сбивается" в случае ошибки: останавливается и переигрывает. Это ужасно. Даже самый далёкий от музыки слушатель заметит грубые ошибки ритма (переигрывание, несомненно, представляет из себя ошибку ритма). Опытные музыканты, особенно с академическим background'ом, уделяют ритму особое внимание. Иногда можно заметить, как они "покачиваются" в ритм. В момет сбоя ритма у них в голове происходит stack overflow, core dumped, и впечатление от игры на следующие полминуты уже испорчено. Впечатление целостности вещи испорчено насовсем.

Надо отдавать себе отчёт, какие ошибки более заметны, и уметь в "концертном" режиме в случае надвигающейся ошибки быстро заменять её на "менее тяжёлую", уж как минимум, не утяжелять её намеренно. Среди технических ошибок серьёзные ошибки ритма - максимальное зло. Следующими идут нечистые звуки (дребезжание струн) и отдельные случаи неправильных нот (которые создают неожиданный диссонанс или меняют аккорд так, что меняется смысл). Следующими идут недодержанные ноты или пропущенные ноты, или неправильные ноты, но не выбивающиеся из общей темы и гармонии. Такие ошибки человек, не знакомый с произведением, может вообще не заметить, т.к. может решить, что так и задумано. Передержанные ноты иногда режут слух, если вызывают диссонанс или портят голосовую линию, особенно если играть на хорошем инструменте и не делать более грубых ошибок. Напоследок - всевозможные незначительные акценты, ошибки громкости, выразительности и т.п.

2. Ещё можно прочесть "не пропускать ошибок", но проигнорировать "останавливаться и работать над ними". Исполнители, действующие таким образом, слышат свои ошибки, отмечают их кислым выражением на лице, морщатся или даже фыркают, но продолжают играть.

Эта практика очень плоха, потому что:
2.1. Ошибки таки не исправляются, а, наоборот, заучиваются. Исполнитель приучает себя развивать к ним толерантность, хоть и "для формы" морщится. Ну и, заодно, приучает себя морщиться.
2.2. Акты изменённой мимики как реакция на ошибки, на самом деле, отвлекают от исполнения. В результате эти места играешь ещё хуже, из-за пониженного внимания.
2.3. Когда ошибок много, кислое выражение не сходит с лица исполнителя и сопровождает его на протяжении всей пьесы.
2.4. Привычка так делать переходит и в "концертный режим", что очень плохо, потому что слушателю, помимо музыки, передаются эмоции исполнителя. Слушатель неосознанно копирует мимику лица и тоже морщится от ошибок, когда в противном случае был бы шанс, что он их вообще не заметит. Исполнитель справедливо считает, что его исполнение говно, и своей мимикой он передаёт этот message слушателю. Слушателю же совсем не обязательно знать, что по мнению исполнителя его исполнение говно :) Может, иначе он был бы вполне готов получать удовольствие, аплодировать и восхищаться.

3. Третий, нередко встречающийся вариант - это уловить как "во время практики не пропускать ошибок", так и "останавливаться", но неправильно понять "работать над ошибками". Такие индивидуумы переигрывают всё с самого начала, надеясь, что во второй раз у них получится в этом месте не ошибиться. Конечно, этот алгоритм гарантирует, что если они дойдут до конца, то это значит, что ошибок не было, т.к. как бы мотивирует стремиться исправить все ошибки - ведь хочется же дойти до конца хотя бы раз. Но фактически он не сильно помогает работать над ошибками, по крайней мере, так поступать очень неэффективно. Самый минимум, который нужен для эффективной работы над ошибками - это местам, где ошибаешься, уделять *повышенное внимание*. Описанный подход (переигрывать сначала) не ведёт к уделению дополнительного внимания сложным местам, а ведёт к дополнительному вниманию первой части пьесы, так как именно она и практикуется наибольшее количество раз. На концерте это выглядит это так: человек идеально играет самое начало, очень чисто играет первую половину, немного грязней начало второй половины, а к концу уже открыто ошибается и с явным неудовольствием доводит до конца (т.к. дома он бы переиграл уже десять раз, чтобы один раз из десяти получить это удовольствие от того, что всё получилось совсем чисто).

Thoughts?

Tags: ,

11 comments - Leave a commentPrevious Entry Share Next Entry

Comments:

From:archaicos
Date:April 30th, 2011 02:36 am (UTC)
(Link)
Еще есть люди, которые относят игру на инструменте почти исключительно к разряду приятного времяпрепровождения, и им все это пофиг еще больше, чем мне. Пример: около четверти-трети народа на open mics. Они явно не пытаются ничего улучшить - им не надо, для них это статус и тусовка. Многие из них даже не учат ноты и постоянно смотрят в них, по-черепашьи переберая струны и делая всевозможные остановки (в частности те, о которых ты говоришь - из-за ошибок в звуке). И думаю тут дело вовсе не в возрасте этих почтенных лентяев. По-моему надо иметь очень серьезные проблемы с головой чтобы не смочь запомнить свою музыку хотя-бы на 95%. Она же мелодична и логична, одно за другим следует и из него вытекает. И почти всегда ее исполнение можно найти где-то чтобы понять как оно примерно должно звучать - они ж все выбирают что-то известное и красивое.
From:archaicos
Date:April 30th, 2011 02:41 am (UTC)
(Link)
Впрочем, возможно это подмножество "начинащих музыкантов" стоит просто исключить из полного множества музыкантов.
From:morfizm
Date:April 30th, 2011 02:49 am (UTC)
(Link)
Тут ты тоже прав, как минимум, мой пост нужно относить к тем, кто, в принципе, желает продвинуться вперёд. Пусть даже, не очень успешно.
From:morfizm
Date:April 30th, 2011 02:49 am (UTC)
(Link)
Мне прямо живо предстала перед глазами картинка с конкретными людьми :) Да, ты прав.
From:morfizm
Date:April 30th, 2011 08:30 am (UTC)
(Link)
На самом деле, я много думал на тему "приятного времяпровождения".

С одной стороны, мне понятно, что начав так поздно, без музыкального образования, и занимаясь час в день, я не достигну каких либо высот по абсолютной шкале.

С другой стороны, я гоню эти мысли как можно дальше прочь, и где-то втихоря мечтаю стать лучшим гитаристом. Именно это подталкивает меня вкладываться в занятия. Даже если я не занимаюсь вдумчивой работой над апликатурой или занятиями с метрономом, или разучиванием нового, я как минимум довожу себя до сильной физической усталости (как в спортзале). И в силу ограниченного времени, стараюсь делать это быстро, т.е. играть интенсивно.

От этого я получаю удовольствие. И ещё от того, что у меня получается выше среднего. И ещё от того, что есть какой-то прогресс, я двигаюсь к мечте. Если бы я просто хотел "слушать красивую музыку", ради удовольствия от слушания, то зачем играть? Я бы только слушал. Есть очень многие кого куда больше стоит слушать, чем себя, если мы говорим о слушании.


Edited at 2011-04-30 08:30 am (UTC)
From:archaicos
Date:April 30th, 2011 08:44 am (UTC)
(Link)
Я не помню говорил или нет, но инструмент - это еще и способ самовыражения и вообще выражения, даже радиатор и жилетка. Вот мне когда плохо, я или что-то сочиняю, или насилую инструмент, или по очереди. А кто-то в спортзале дубасит грушу или еще что-то делает. Тут не только музыка.
From:morfizm
Date:April 30th, 2011 08:49 am (UTC)
(Link)
Да, конечно. Это, пожалуй, единственный весомый аргумент в пользу "не стремиться играть хорошо". Но я не ловлю кайф, если оно не очень хорошо, даже если там есть какой-то ненулевой ценности элемент моего самовыражения.
From:morfizm
Date:April 30th, 2011 08:33 am (UTC)
(Link)
Ещё один мотиватор - perfectionism. Музыка, пожалуй, единственное занятие, где можно реализовать себя как перфекциониста в максимальной степени. Тебя никто не гонит. Ты можешь работать весь вечер над одним единственным звуком. Скажи, ты можешь представить себе подобную ситуацию, скажем, на работе инженером? :)

Edited at 2011-04-30 08:33 am (UTC)
From:archaicos
Date:April 30th, 2011 08:46 am (UTC)
(Link)
Потому я дома тоже немножко пописываю. Тоже никто не гонит. :)
From:morfizm
Date:April 30th, 2011 08:48 am (UTC)
(Link)
Мне пока не хватает ... себя организовать :) Так что я по-тихому завидую :)
From:archaicos
Date:April 30th, 2011 09:01 am (UTC)
(Link)
Ну я по разным причинам ничего эдакого не делаю. С алгоритмами балуюсь и прочей фигней. А вообще надо сейчас выбираться и начинать смотреть в сторону своего дела. А то так можно всю жизнь работать на всякие злодейские (и не очень) империи. :)