morfizm (morfizm) wrote,
morfizm
morfizm

Про качество гитарной игры и записей на Youtube

Раз уж archaicos меня так пропиарил, пропиарю и я его :) ибо тема полезная интересная, плюс я ещё добавлю комментарии от себя (внизу этого поста). archaicos, очень жаль, что ты не записывал два года назад, я думаю, было бы офигенно заценить на контрастах (у тебя сильно улучшилась игра за это время).

Ближе к делу:

Originally posted by archaicos at Про качество
Я недавно начал чуть больше внимания уделять качеству игры, спасибо morfizm за разные полезные советы и напоминания.

Сейчас смотрю с некоторым недоумением на тысячи роликов на youtube, которые слушать просто невозможно. Слушать невозможно потому, что скверное качество можно заметно улучшить без траты больших денег или серьёзной прокачки уровня игры. Я вижу, что можно, и на чужом, и теперь уже на собственном опыте.

Есть масса небольших вещей, которые могут сделать ролик отвратительным, особенно если они комбинируются, и многие из них достаточно легко можно избежать:

- старые басовые струны, глухо звучащие: ставить регулярно новые струны, перед выкладыванием слушать запись через большие динамики или наушники - в ноутбучных динамиках плохо слышно нормальные басы, а плохие - и подавно

- старые плохо настраиваемые струны: сменить струны

- старые плохо звучащие струны №2: менять струны лениво, это процесс, занимающий 20-60 минут (если забыли, мы ещё совмещаем установку новых струн с чисткой инструмента - это тоже время). Не наводите большую красоту в местах, где крепятся и накручиваются струны. Пусть будут витки примерно как попало. Заведите специальную крутилку на батарейках - не крутите долго и нудно колки руками. В конце концов, между полными сменами струн можно один-два раза поменять только басовые. Это быстро. Если их перетянуть при настройке на пол тона и минут 5 подержать на пол тона перетянутыми (надо подстраивать), их потом не надо будет постоянно подкручивать вверх, уже можно будет играть короткие вещи без сильного уезжания во время игры. Остальные струны надо на тон перетягивать для подобного эффекта.

- плохо настроенные струны: не можете настроить на слух струны друг по другу? Купите тюнер, научитесь настраивать хорошо хотя-бы с ним. Ненастроенный инструмент режет слух. И режет не только профессиональным музыкантам. Наверняка родственники, друзья и знакомые смогут это заметить. Подстраивайте инструмент перед первой игрой утром (или когда вы начинаете), далее регулярно в процессе игры. Температура в помещении может меняться в достаточном диапазоне в течение дня чтобы инструмент расстраивался.

- плохое качество звука в записи: используйте USB микрофон - на него меньше наводок (низкого такого гула), вообще купите хороший USB микрофон, не обязательно совсем профессиональный/студийный, но надо близко к этому. Он добавит и басов и верхних частот. Направляйте его на гитару. Исключите шумы в помещении: закройте окна, выключите кондиционер и т.п. Не пишите на простые микрофоны, подключаемые к компу, на микрофоны встроенные в комп и камеру - звук будет от плохого до не очень.

- плохое качество из-за лени подключать и настраивать аппаратуру и софт: найдите удобный софт чтобы настройка была простой, чтобы он запоминал откуда брать видео, звук, с какой громкостью, куда писать и в каком формате, и чтобы потом и редактировать ничего не приходилось в записи. Обустройте специальное место, где всё будет практически готово чтобы быстро начать запись.

- запинки из-за забывания нот: разберите произведение и выучите ноты! Поимейте совесть. Играть с листа, искать нужное в нём место, глазами бегать то в ноты, то на гриф и руки - это не игра.

- прочие запинки и ошибки: вещи надо всё же какое-то время играть чтобы запомнить их и привыкнуть к ним. Нужна элементарная практика. Зачем откровенно сырые вещи выкладывать?

- запинки и ошибки №2: ищите более удобные способы игры (какими пальцами и на каких струнах), проявите фантазию, сложным местам уделяйте больше практики

- запинки и ошибки №3: если не можете сыграть ровно, чисто и в общем хорошо в нормальном темпе, играйте медленнее. Ускоритесь потом. В каких-то произведениях можно и медленно оставить.

- запинки и ошибки №4: если всё равно всё плохо, это значит, что вы выбрали слишком сложное произведение. Берите проще. Есть специальные сборники простых вещей. Не насилуйте слушателей своим ни "бе", ни "ме", ни "кукареку".

- ошибки №5: можно не заметить ошибку в процессе игры, особенно если на ошибки не обращать внимания годами. Переслушайте запись в наушниках или через хорошие динамики (ноутбучные точно не годятся).

- ...


Список перфекциониста бесконечен, есть масса конкретных проблем в игре и способов их решения, но если хотя-бы решить все проблемы инструмента и записывающей аппаратуры, не пытаться прыгнуть выше головы и добавить чуточку контроля качества, многие ролики станет гораздо приятнее слушать. И всё это возможно без кучи денег и без серьёзного скачка в технике игры.


* * *

Морфизмовские комментарии и добавочки:

"старые плохо звучащие струны №2: менять струны лениво, это процесс, занимающий 20-60 минут (если забыли, мы ещё совмещаем установку новых струн с чисткой инструмента - это тоже время)."

Во-первых, надо отметить, что для большинства гитаристов-любителей смена струн это вселенская катастрофа, случающаяся раз в полгода, когда какая-то нибудь струна таки рвётся, и последствия которой ты выдыхаешь несколько дней, ибо гитара ещё долго с трудом настраивается.

Несколько дней - это офигенно долго, и это результат сочетания из мифа (будто после этих нескольких дней наступит счастье, и больше подстраивать не надо будет), и неиспользования разных трюков, которые могут значительно сократить время как перетягивания струн, так и их изначальной настройки.

Процесс смены струн не должен занимать два дня, не должен занимать 2 часа, и даже не должен занимать 20-60 минут.

За 10 минут можно поменять все 6 струн с учётом настройки (с перетягиванием), так, что после этого уже можно сыграть 2-минутную пьесу, и струны не съедут во время игры. Ещё за 5 дополнительных минут можно почистить инструмент. 2.5 минуты на нанесение и вытирание полировочного лака, и 2.5 минуты на намазывание и втирание lemon oil в гриф.

Мне очень легко себе представить, как можно это 5 минут растянуть в 50. Например, если за инструментами нужно идти в кладовку. Потом минут 15 морально собираться. Движения делать такие расслабленно-меланхоличные. Одновременно попивать чаёк. Я могу много фантазировать. Тем не менее, по сути, если всё иметь под рукой и аккуратно организовано, это 5-минутный процесс.

Таким образом, смена всех струн плюс чистка инструмента это 15 минут, но через раз можно тратить всего 7-8 минут и менять только басовые струны, и инструмент не чистить. Получаем 10 минут в среднем. Для хорошего звука эти 10 минут нужно тратить каждые 15-20 часов игры (раз в две недели, если гитара это хобби, и раз в несколько дней, если это профессия). Для отличного звука - вдвое чаще, после 5-10 часов. Учитывать надо в часах игры, а не в днях, потому что дни у всех разные. Если не мыть руки каждый раз перед игрой, то струны умрут ещё быстрее.

Для тех, кто желает сэкономить, растянуть жизнь струн можно раза в 1.5, если перевернуть их. Ну и вообще играть можно мягче, тише, протирать струны спиртиком после игры и т.п. Я всего этого не делаю, но меняю струны раз в две недели при объёмах игры примерно по 7-8 часов в неделю.

Пару важных дополнений:
1. Кроме перечисленного archaicos, полезным инструментом являются кусачки, позволяющие снять все старые струны за 1 минуту вместо 3-4 минут. "Кусать" можно несколько раз - один раз у порожка, и потом несколько раз у колков.
2. Мне кажется, басовые струны лучше тоже перетягивать вверх на 2 полутона, а не на 1, просто басовым струнам нужно намного меньше времени в таком режиме (всего несколько минут). А дискантные струны будут быстро съезжать обратно, и их, возможно, придётся несколько раз возвращать в состояние "+2 полутона".
3. По поводу: "Не наводите большую красоту в местах, где крепятся и накручиваются струны. Пусть будут витки примерно как попало."
Есть две опасности:
3.1. Если будут как попало торчать концы, они могут цепляться за гитару и вибрировать в силу резонанса, создавая неприятное трудноуловимое дребезжание. Я однажды ездил в гитарный ремонт, по глупости допустив такую ошибку (думал, там внутри гитары что-то отломалось). Концы надо коротко подкусывать кусачками с каждой стороны.
3.2. Есть опасность сделать слишком мало витков, и гитара будет плохо настраиваться, "съезжать". Лучше всего сделать так, чтобы витки обмотки как можно больше раз пересекали предыдущие витки. Я обычно просовываю конец струны сантиметров на 7-8, потом руками много раз накручиваю этот конец вокруг струны, потом, придерживая одной рукой, чтобы не размоталось, другой держу "пистолет" для автоматического натягивания струн, и уже натягиваю, делая обмотку, при этом рукой немного вожу струну в стороны, чтобы сделать побольше самопересечений. Это быстро и, вроде, эффективно.


"плохое качество звука в записи: используйте USB микрофон - на него меньше наводок (низкого такого гула), вообще купите хороший USB микрофон, не обязательно совсем профессиональный/студийный, но надо близко к этому"

Здесь хорошо бы упомянуть, что существует condenser type USB-микрофон, стоящий порядка $100 (AT2020). Потому что люди, которые этого не знают, могут думать, будто это стоит баксов пятьсот и им не по карману. Чуть более бюджетный вариант - хорошая, дорогая вебкамера (баксов за $100, вроде Logitech HD Pro Webcam C910) может содержать не самый плохой микрофон (хуже AT2020, но лучше многих других).


"запинки и ошибки №3: если не можете сыграть ровно, чисто и в общем хорошо в нормальном темпе, играйте медленнее. Ускоритесь потом. В каких-то произведениях можно и медленно оставить."

Я бы советовал даже если вещь задумана как медленная, дома стараться играть ещё чисто с повышенной скоростью (процентов на 20-30%), а потом записывать с нормальной. Играя на 20-30% медленнее максимума, возникает "запас", который высвобождает дополнительное внимание и позволяет играть ещё чище, увереннее и расслабленнее, и это крайне важно во время публичных выступлений, которые вызывают дополнительный стресс (запись для Ютуба - это тоже своего рода публичное выступление, перед которым человек в той или иной степени нервничает, и поэтому делает больше ошибок).


Ещё добавлю "ошибки №6".
Многие люди считают, что играть надо "с душой", выразительно, и это главная ценность музыки.
Я ни в коем случае не спорю, но если в погоне за выразительностью теряется базовые вещи: верность нот (и их звучание), чистота звуков (недребезжание) и ритм, то при прослушивании возникает спектр чувств - от лёгкого дискомфорта и раздражения до рвотных позывов.

Я часто слышал от профессионалов такой совет (и сам стараюсь его придерживаться): сначала надо разучить вещь механически точно - правильный ритм, без замедлений/ускорений, правильные ноты, и все одинаково громкие, а уже после этого заниматься выделением голосов, рубато и прочей музыкальностью.

При разборе музыки со сложым ритмом, можно начертить отрезок на временной оси, соответствующий одному такту, разбить его на базовые кусочки (скажем, по 1/16), и потом для каждой ноты в каждом голосе отсчитывать, сколько этих кусочков, и рисовать отрезочек. Суммарно всё должно всегда сходиться к размеру такта. Если не сходится - это ошибка в нотах или ошибка разбора. Метроном для этих целей тоже помогает.
Tags: guitar
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments