morfizm (morfizm) wrote,
morfizm
morfizm

Category:

Что ты хочешь делать, или что тебе надо сделать?

Есть определённые черты характера, которые если не являются основополагающими в обучении, то, как минимум, очень сильно ему способствуют.
Это:

1. Любознательность.

Радость по поводу новых "открытий" и любопытство, подталкивающее с радостным предвкушением ковыряться в ещё неизвестном. Жадность к знаниям и удовольствие от их получения.


2. Доверие учителю.

Это я попытался перевести на русский coachability, being coachable. Способность хотя бы понарошку поверить авторитетному источнику (учителю) и попробовать делать то, что он говорит. Потом уже можно смотреть на результат, оценивать, анализировать, задавать вопросы, искать подтверждение или оспаривать. Если же иметь 100% критическое восприятие изначально, то ученик может увязнуть в рассуждениях (исходя из кучи ложных посылок и моделей) и так и никогда не попробовать. Терпеливый учитель может через это продраться, всё объясняя и разбирая ложные посылки, но даже если удастся это сделать, будет потеряна куча ценного времени, потому что пока ученик не разобрался, он ничего не будет делать, а практика это ключевое. Куда эффективнее иметь некоторый уровень доверия, и разбираться в большинстве вещей задним числом, уже получив опыт, и продолжая его получать.


3. Трудолюбие.

Понимание, что успех пропорционален вложенным усилиям, стремление к успеху через труд. Работа, не смотря на препятствия, и не смотря на страх перед возможными новыми препятствиями. Работа, не смотря на старые неудачи и страх перед новыми.

Мне хотелось бы верить, что этот набор является достаточным, но я вижу, что он не является. Вот, скажем, человек очень любознателен, доверяет учителю и пробует, трудолюбив,... а движется всё медленно. Вернее, движется всё со средней скоростью, но меня не устраивает средняя скорость. Когда я в роли учителя, для меня средняя скорость прогресса ученика это всегда удар по самолюбию. Зачем в мире ещё один учитель, который учит со средней скоростью прогресса? Мне не хочется видеть свой предназначение просто в масштабировании посредственности. Хочется top results, ну, для начала, хотя бы какую-нибудь 80% процентиль. Я часто думаю, пытаясь уловить, чего же не хватает. Что 4-е в этом списке? Оформилась такая мысль: что, если пропущенный элемент - это отношение к работе?


Мы привыкли с детства, что нужные и полезные дела делать *НАДО*, а развлечения делать *ХОЧЕТСЯ*, но их *МОЖНО* только когда *НУЖНАЯ* работа сделана.
По-моему, такая установка вредит работе, и, как следствие, учёбе.
Объясню, почему она вредит:

* Отказ от ответственности.

"Мне не хочется, но надо" может нести подтекст, будто бы это хочется кому-то другому (посмотрите на разные примеры дел, которые делать "надо" и подумайте, действительно ли там есть какое-то фундаментальное объективное надо, или же, на самом деле, есть какой-то человек, который, в результате своего желания и волеизъявления создал какие-то обстоятества, в которых вам "надо"?). Даже если вот это конкретное "надо" не ведёт к желанию другого человека, само по себе слово уже несёт психологическую нагрузку, хотя бы в некоторой степени ассоциируясь с перекладыванием ответственности. Кстати, можно перекладывать ответственность не только на людей, а на обстоятельства, на несовершенство мира и т.п.


* Внутренний конфликт.

Путь от мысли до действий пролегает через эмоции. Что бы человек ни делал, идея о действии так или иначе проходит через желание. Если человек что-то делает, потому что "надо", то он это, на самом деле, "хочет", только с оговорками (хочет, потому что хочет достичь X, но для его достижения надо Y). Если культивировать различия между "надо" и "хочется", вплоть до противопоставления их, по сути человек понапрасну тратит энергию, сталкивая внутри себя два конфликтующих желания: одно "хочется" - то, что "по-настоящему хочется", а другое "хочется" - проистекающее из "надо". Это примерно как в машине давить на тормоз и на газ одновременно, после чего удивляться, почему она так медленно едет, или вообще ломается. Более мягкая аналогия: ехать с ручником :)


* Неконгруэнтность.

Конгруэнтность в психологии — это "согласованность информации, одновременно передаваемой человеком вербальным и невербальным способом (или различными невербальными способами), а также непротиворечивость его речи, представлений, убеждений между собой; в более широком смысле — целостность, самосогласованность личности вообще."

Человек, который искренне верит, что желает, чтобы что-то было сделано, будет с тем же желанием создавать все необходимые для этого условия, выстраивая довольно длинные цепочки. Например, я хочу завтра сдать экзамен, я знаю что для экзамена надо быть в лучшей форме, я в лучшей форме, когда не нервничаю и хорошо отдохнул, а накануне позанимался спортом, значит я хочу сегодня отгородить себя от задач, которые нервируют, позаниматься спортом и раньше лечь спать. Если экзамен через две недели, я хочу ежедневно заниматься подготовкой, для того, чтобы набить руку, но уже незадолго до экзамена получше отдохнуть, чтобы быть в форме. Если искреннего желания нет, а есть "надо", то эти цепочки не выстраиваются, они мне неочевидны, я о них не думаю, или думаю, но не придаю значения. Получается, что я одной ногой двигаюсь назад, другой вперёд. Создаю себе условия потяжелее (несоздание условий полегче эквивалентно созданию условий потяжелее, бездействие в сравнении с действием можно приравнять к противоположному силе действию, потому что всё относительно), и одновременно всё ещё пытаюсь достичь цели в этих условиях. Жму газ и тормоз одновременно.

Короче говоря, недостающий элемент, это:


4. Желание учиться.

Желание в очень глубоком смысле этого слова. Создать такое желание = сделать так, чтобы учёба была желанна, каждая её минута. Я специально использую такую нейтральную формулировку, потому что прийти к "желанной учёбе" можно разными путями. Можно захотеть учиться тому, что ты выбрал. Можно выбрать предмет учёбы среди желаемых.

Когда я натыкаюсь на споры, что правильнее: "love what you do" ("люби то, что ты делаешь") или же "do what you love" ("делай то, что любишь"), мне они кажутся бессмысленной тратой времени, потому что правильно, чтобы не жать тормоз и газ одновременно, это "do lovingly" ("делай, любя"), а предыдущие две цитаты уже относятся к стратегии достижения этого состояния. Для того-то это может быть переосмысление своей работы, с целью усиления желания её делать, размышления над перспективной долгосрочной отдачей и над альтернативными вариантами. Для кого-то это может быть выбор новой работы, которая уже нравится. Для кого-то - сочетание этих двух подходов, а для кого-то может и третий подход. В любом случае важно перестать тратить время на занятие делами, которые "надо, но не хочу", потому что это точно непродуктивно.

Слово "надо", я считаю, следует использовать пореже, и допустимо его использование в двух случаях:

1. Имеется контекст цели, "надо" = "надо для X" = "необходимо для X". Здесь надо выражает даже не своё личное отношение к делу (хочу или не хочу его делать), а информацию о логической связи, зависимость успеха какого-то другого дела от исполнения этого дела: Y является необходимым для X, значит, надо сделать Y [чтобы получился X]. А зачем X? А X хочется получить. Или, опять же, X нужен для какого-то другого Z, который хочется получить. Рано или поздно эта цепочка закончится и упрётся во что-то, что безусловно является личным выбором и предметом желания. Этот конечный пункт лучше держать на виду, думать о нём, подразумевать его.

2. Имеются люди, которые (а) могут обидеться, если сказать им, что тебе больше хочется делать что-то другое, а не проводить время с ними или выполнять их просьбу, и (б) они могут связывать со словом "хочется" негативную коннотацию, подразумевающую безответственное желание, которое следует ограничивать (вспоминаем воспитание маленьких детей). Поэтому в разговоре с другими людьми может быть уместно говорить "надо". Например, "бабушка, мне надо доделать работу, поэтому я не приду сегодня вечером". Подразумеваем: "я хочу сегодня вечером делать работу, а не идти к бабушке, но скажу, что 'надо', чтобы не выглядело так, будто бы у меня есть выбор, и чтобы бабушка не обиделась". Здесь "надо" это синоним для "более важно", "более желанно".
Tags: learning, order, psychology, teaching
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 51 comments