?

Log in

No account? Create an account
   Journal    Friends    Archive    Profile    Memories
 

Посредничество в контактах - morfizm


Nov. 8th, 2013 09:02 pm Посредничество в контактах

Время от времени приходят вопросы, "а есть ли кто-нибудь, работающий в компании XYZ". Иногда адресовано лично, иногда на каком-нибудь форуме, где человек ищет хоть какой-нибудь выход на работника XYZ. За эту неделю возникло сразу два таких, причём оба раза люди передумали обращаться после того, как я предложил сначала изложить суть вопроса.

Такое происходит время от времени, и это довольно интересный феномен. Я не знаю точно, что думают эти люди, может, они отметают меня как "сложный путь" и хладнокровно ищут более простые пути, а, может, испытывают какие-то негативные эмоции, воспринимая моё поведение как резкое (может, даже обижаются?). Обиды меня не сильно волнуют, т.к. совесть полностью удовлетворена чувством защиты своего нетворка от абьюза. Мне в данном случае интересно, чтобы мои знакомые меня точно так же защищали, как я их, а также, может быть, то, что я напишу, будет полезно тем, кто обращается и ищет выходы на кого-нибудь, так как не такая уж это сложная наука добросовестно преодолеть этот барьер. Мне не очень понятно, почему людей затрудняет это делать, и они продолжают тратить время и искать халявные пути, когда человек-посредник не будет ни о чём спрашивать.

Рассмотрю вопрос на примерах нескольких вариантов целей обращения:

1. Дать чей-то контакт без изложения сути вопроса. Могу, наверное, только очень близкому другу и только в ситуации аварийной срочности, когда нет даже лишней минуты, чтобы объяснить. Вопросы здоровья, безопасности, риск крупной суммой денег и т.п. Объяснение всё равно нужно, но оно будет отложено. В остальных случаях - нет.

2. Трудоустройство. В вопросах поиска работы со стороны малознакомого человека, я, в большинстве случаев, захочу посмотреть на его резюме, прежде, чем связывать его с кем-либо. Исключения составляют случаи, когда я про человека уже знаю достаточно, или же из достоверных источников (от человека, которого я знаю хорошо) поступает информация вроде "я с ним вместе работал" или "я его хорошо знаю".
Зачем мне смотреть резюме? Чтобы отфильтровать совсем очевидно неподходящих, и не дёргать зря людей.

3. Получение инсайдерской конфиденциальной информации (что-то о компании XYZ). Мне в таком случае надо точно знать, какая информация нужна, т.к. есть ненулевая вероятность, что искомая информация окажется публичной и я таки смогу помочь человеку по сути его вопроса. Если искомая информация действительно непубличная то, разумеется, строгое "нет".

4. Всевозможные escalations. Например, саппорт компании XYZ не может решить нетривиальную проблему, нужно как-то изнутри это дело подтолкнуть. Мне нужно знать, в чём состоит суть проблемы. Разумеется деталировка вроде номеров счетов и др. личная информация мне нафиг не нужна, нужно ровно столько информации, чтобы я мог:
*) понять суть проблемы, представив себя на месте этого человека (чтобы я мог своими словами её изложить тому лицу, к которому через меня хотят обратиться, как будто бы это моя проблема, а не чья-то),
*) оценить важность проблемы и целесообразность помощи (есть вещи, с которыми я могу захотеть помогать, а есть вещи, с которыми могу и не захотеть, это зависит от ситуации и от сути вопроса),
*) оценить объём труда, который потребуется лицу из XYZ, чтобы помочь с эскалацией (если этот объём превышает допустимые рамки, можно будет отказать по причине объёмности),
*) попытаться найти стандартное решение, не задействуя нетворк, или, по крайней мере, обсудить эти варианты, и убедиться, что человек действительно перепробовал все разумные способы,
*) убедиться, что путь эскалации выбран правильно, при необходимости, посоветовать более правильные (и более короткие) пути.

Кстати, в подавляющем большинстве случаев эскалации куда более правильный и быстрый путь это не пытаться во что бы то ни стало передавать проблему только лично из рук в руки, а опубликовать суть проблемы и потом уже делиться ссылкой на неё. Некоторый случайный человек внутри XYZ может не быть в состоянии решить проблему, но он может знать, кто в состоянии или кто ответственный по этой теме. Ему куда легче будет отфорвардить ссылку, чем излагать проблему своими словами (куда вероятнее, что последнее на самом деле не произойдёт). В тех редких случаях, когда дело настолько щепетильное, что публиковать его нельзя, можно, по крайней мере, прямо сказать об этом факте.

5. Всевозможные "одолжения", т.е. что-то, что люди обычно не делают для кого-то с улицы, но могли бы сделать для друзей-приятелей, и, тем самым, сильно облегчить жизнь. Скажем, предварительное обсуждение какой-то идеи потенциального сотрудничества не через стандартные каналы (отдел sales, marketing, начальство), а, скажем, напрямую с инженером. В случае если незнакомый или почти незнакомый человек ищет подобную услугу, мне важно понимать суть идеи, как минимум для того, чтобы я мог правильно преподнести эту просьбу - объяснить человеку из XYZ, по какому вопросу с ним хотят поговорить. Абстрактно "сотрудничество" это слишком мало. Мало ли кто с кем хочет сотрудничать. Зная суть вопроса, я могу помочь выбрать более правильный контакт, или же, наоборот, отказаться помогать по этому вопросу.

Предвижу возражения в стиле "если мне нужно убедить человека X мне помочь, обратившись через человека Y, то почему я должен ещё и убеждать Y? может быть, Y ничего не поймёт, и не оценит, а вот X всё поймёт, вы только меня пустите к X?"

Я думаю, что совершенно справедливо "продавать" посреднику свою идею точно так же как человек продавал бы её конечному адресату. Это своеобразный тест. Если ни одного посредника не удалось заинтересовать настолько, чтобы содействовать, то почти наверняка конечный адресат тоже не будет ничем помогать.

Если этого не делать, то будет много неприятных последствий:
*) людей будут дёргать по малозначительным вопросам, это в целом понижает суммарную эффективность человеческого труда в нашей вселенной, т.е. это The Dark Side,
*) посредники потеряют доверие от конечных адресатов, и не смогут обращаться за помощью в будущем по более важным вопросам,
*) люди будут привыкать дёргать друзей и знакомых по малозначительным вопросам вместо того, чтобы пытаться решать проблемы самостоятельно.

18 comments - Leave a commentPrevious Entry Share Next Entry

Comments:

From:babamarta
Date:November 9th, 2013 05:27 am (UTC)
(Link)
в моем частном случае я вообще удивляюсь, когда человек звонит и говорит: Мне Ваш телефон дала Маша, так как Вы работаете в типографии. Расскажите пожалуйста, какие у вас цены?
т.е. человек обращается ко мне не как к дизайнеру с предложением частного заказа, а как к представителю типографии, чтобы узнать то, что можно было узнать на сайте. Тут, я так полагаю, ожидается, что я дам совершенно постороннему (пусть и от Маши) человеку скидку... или еще что-то ожидается, возможно какое-то особое отношение. В таком случае, этот человек заранее подразумевает, что к другим клиентам я отношусь недостаточно профессионально...
твой пост совпал с тремя звонками посторонних людей мне от различных знакомых, и все три звонка остались мне непонятны - я послужила просто аудиоверсией рабочего сайта
From:morfizm
Date:November 9th, 2013 05:46 am (UTC)
(Link)
Выспрашивать прямой контакт, чтобы получить клиентскую преференцию это вообще бессовестно. Если я (как посредник) на такое и пойду, то только если я буду работать буфером, т.е. собственноручно просить преференцию за клиента.

С другой стороны, для бизнеса вроде твоего, тут не всё так однозначно. Может быть, тебе правильней было бы участвовать в куче referral программ, и раздавать направо и налево скидки 20%. При этом реальный прейскурант должен быть завышен на треть, чтобы можно было ещё 5% отстёгивать Маше за то, что привела клиента. Будут тебе постоянно звонить от Маши, и ты будешь радостно давать "дружескую" скидку. Я такое видел много раз, говорят, реально работает.
From:babamarta
Date:November 9th, 2013 06:08 am (UTC)
(Link)
Я работаю в самой большой оперативной типографии в Европе, руковожу одним из отделов. У нас полиграфический фастфуд (например, печать+резка 100 визиток занимает 5-7 минут). Мы работаем с 9 утра до 10 вечера без перерывов и выходных. Цены высокие, но скидок нет вообще - тем, кому нужно дешевле идут в не оперативную типографию. Поток клиентов при этом - непрерывный (в некоторых отделах очереди стоят, и как бы ни увеличивался штат, количество клиентов тоже увеличивается).
В общем просить у нас скидку - все равно, что просить скидку в макдачной.
Т.е. я ее, конечно, дам, но при единовременном очень большом заказе. Даже у постоянных клиентов нет скидок.


Edited at 2013-11-09 06:18 am (UTC)
From:morfizm
Date:November 9th, 2013 09:49 am (UTC)
(Link)
Ой, я всё перепутал и забыл, где ты работаешь на самом деле. Что-то в моей памяти отложились чудесные фотки, и я думал, что у тебя должен был быть свой фотосалон или фотопрактика :)

Для полиграфического фастфуда большие скидки нельзя, там low margin, надо побеждать конкурентов ценами. Тут, наверное, больше подойдёт практика "клиенту не дать никакой скидки вовсе, а Маше таки дать 3-4% за реферрал".
From:ermouth
Date:November 9th, 2013 10:43 am (UTC)
(Link)
Без обид, но звонят вам потому, что сайт вашей типографии совершенно бестолковый, неудобный и выглядит как привет из начала двухтысячных. Чтобы найти цены на визитки мне потребовалось тыкаться и вчитываться.
From:babamarta
Date:November 9th, 2013 12:46 pm (UTC)
(Link)
Про бестолковость сайта все в курсе, но, к сожалению, эстетические взгляды владельца компании и наши очень сильно расходятся. Он считает это удобным и стильным (лично тестирует сайт и проверяет расположение текстов и прочего).
From:ermouth
Date:November 9th, 2013 03:14 pm (UTC)
(Link)
Думаю, всё проще. Есть какой-то одмин на зарплате, который с вашим боссом где-то рядом уже давно.

Ну и по мере того, как ваш босс открывал новые бизнесы, под них делались и сайты – на самописном движке тыщелетней давности )

Босс у вас кста что надо, но, думаю, жадина. У него все бизнесы прицелены на быстрый отбой и генерацию бабла. Так вот с помощью хорошего сайта можно сделать очереди там, где у вас их ещё нет.

Делаем мы так например http://severprint.ru/calc/sheet/
From:babamarta
Date:November 9th, 2013 03:26 pm (UTC)
(Link)
Не, босс у нас не жадина, например, если ему не нравится мебель в отделе, он может менять ее, и менять, пока его не удовлетворит результат (в фотостудии трижды выкидывали старую мебель, например). И мальчики, которые у нас программят, вполне могут сделать нормальный современный сайт. Он действительно любит свои сайты.

А через он-лайн прием у нас заказы идут. Визитки, например - примерно четверть заказов идут из интернета. В фотоотделе и в цветной печати вообще специальные люди этим занимаются.
Конструктор визиток кривоват, конечно, но популярен - люди экономят на изготовлении макета и не сидят в очереди, заказывают онлайн (у нас есть специальный комп для этого, народ там сидит, самостоятельно ковыряется).
Формы загрузки тоже все выглядят фиговенько, но файлы подгружают быстро.
В общем страшненько, но работоспособно.

Edited at 2013-11-09 03:29 pm (UTC)
From:archaicos
Date:November 9th, 2013 12:47 pm (UTC)
(Link)
Нашёл нужную сразу по ссылке в профиле. На главной странице сайта таки надо вчитываться или использовать поиск чтобы перейти на ту нужную страницу, где сразу и цена есть. Не фонтан, но и не кошмар-кошмар, IMHO.
From:archaicos
Date:November 9th, 2013 05:52 am (UTC)
(Link)
В РФ есть такая (не)хорошая традиция редко обновлять сайты. Может, человек хотел свежую информацию, исходя из этой традиции?
From:babamarta
Date:November 9th, 2013 06:13 am (UTC)
(Link)
ну.... даже не знаю что сказать на это - те сайты, которые я посещаю (магазины, например), обновляются регулярно. В том числе и наш.

В РФ есть другая нехорошая традиция - считать, что обратившись "к своим" (хотя эти свои могут быть через третьих знакомых), ты получишь лучший уровень обслуживания, или больший выбор товаров-услуг... Причем от людей старшего поколения этого ожидать можно (таки наследие ссср и тотального дефицита), удивляет когда люди достаточно молодые ищут подобной протекции.
From:birdwatcher
Date:November 9th, 2013 01:29 pm (UTC)
(Link)
Казалось бы, очевидные вещи...
From:metaller
Date:November 10th, 2013 04:31 am (UTC)
(Link)
Дима, ты всё правильно написал. Горжусь быть твоим другом. Seriously.
From:morfizm
Date:November 17th, 2013 07:44 am (UTC)
(Link)
Спасибо.
From:dennyrolling
Date:November 10th, 2013 04:52 pm (UTC)
(Link)
мне кажется это можно короче было написать: "Диму про контакты не спрашивать" ;)
From:morfizm
Date:November 10th, 2013 10:09 pm (UTC)
(Link)
Правильно ли я делаю вывод, что ты считаешь, что таки изложение сути вопроса is too much to ask? :)
From:dennyrolling
Date:November 11th, 2013 07:08 am (UTC)
(Link)
да нет. если мне нужен какой-то контакт то я сам сначала излагаю суть. так что если начнут еще спрашивать то может стать довольно странно.

другое дело что мне обычно контакты не нужны :)
From:morfizm
Date:November 12th, 2013 08:30 am (UTC)
(Link)
Ну если ты сам изложишь суть, то я очень вероятно ничего у тебя и не спрошу, в чём же тогда concern? :)