morfizm (morfizm) wrote,
morfizm
morfizm

Посредничество в контактах

Время от времени приходят вопросы, "а есть ли кто-нибудь, работающий в компании XYZ". Иногда адресовано лично, иногда на каком-нибудь форуме, где человек ищет хоть какой-нибудь выход на работника XYZ. За эту неделю возникло сразу два таких, причём оба раза люди передумали обращаться после того, как я предложил сначала изложить суть вопроса.

Такое происходит время от времени, и это довольно интересный феномен. Я не знаю точно, что думают эти люди, может, они отметают меня как "сложный путь" и хладнокровно ищут более простые пути, а, может, испытывают какие-то негативные эмоции, воспринимая моё поведение как резкое (может, даже обижаются?). Обиды меня не сильно волнуют, т.к. совесть полностью удовлетворена чувством защиты своего нетворка от абьюза. Мне в данном случае интересно, чтобы мои знакомые меня точно так же защищали, как я их, а также, может быть, то, что я напишу, будет полезно тем, кто обращается и ищет выходы на кого-нибудь, так как не такая уж это сложная наука добросовестно преодолеть этот барьер. Мне не очень понятно, почему людей затрудняет это делать, и они продолжают тратить время и искать халявные пути, когда человек-посредник не будет ни о чём спрашивать.

Рассмотрю вопрос на примерах нескольких вариантов целей обращения:

1. Дать чей-то контакт без изложения сути вопроса. Могу, наверное, только очень близкому другу и только в ситуации аварийной срочности, когда нет даже лишней минуты, чтобы объяснить. Вопросы здоровья, безопасности, риск крупной суммой денег и т.п. Объяснение всё равно нужно, но оно будет отложено. В остальных случаях - нет.

2. Трудоустройство. В вопросах поиска работы со стороны малознакомого человека, я, в большинстве случаев, захочу посмотреть на его резюме, прежде, чем связывать его с кем-либо. Исключения составляют случаи, когда я про человека уже знаю достаточно, или же из достоверных источников (от человека, которого я знаю хорошо) поступает информация вроде "я с ним вместе работал" или "я его хорошо знаю".
Зачем мне смотреть резюме? Чтобы отфильтровать совсем очевидно неподходящих, и не дёргать зря людей.

3. Получение инсайдерской конфиденциальной информации (что-то о компании XYZ). Мне в таком случае надо точно знать, какая информация нужна, т.к. есть ненулевая вероятность, что искомая информация окажется публичной и я таки смогу помочь человеку по сути его вопроса. Если искомая информация действительно непубличная то, разумеется, строгое "нет".

4. Всевозможные escalations. Например, саппорт компании XYZ не может решить нетривиальную проблему, нужно как-то изнутри это дело подтолкнуть. Мне нужно знать, в чём состоит суть проблемы. Разумеется деталировка вроде номеров счетов и др. личная информация мне нафиг не нужна, нужно ровно столько информации, чтобы я мог:
*) понять суть проблемы, представив себя на месте этого человека (чтобы я мог своими словами её изложить тому лицу, к которому через меня хотят обратиться, как будто бы это моя проблема, а не чья-то),
*) оценить важность проблемы и целесообразность помощи (есть вещи, с которыми я могу захотеть помогать, а есть вещи, с которыми могу и не захотеть, это зависит от ситуации и от сути вопроса),
*) оценить объём труда, который потребуется лицу из XYZ, чтобы помочь с эскалацией (если этот объём превышает допустимые рамки, можно будет отказать по причине объёмности),
*) попытаться найти стандартное решение, не задействуя нетворк, или, по крайней мере, обсудить эти варианты, и убедиться, что человек действительно перепробовал все разумные способы,
*) убедиться, что путь эскалации выбран правильно, при необходимости, посоветовать более правильные (и более короткие) пути.

Кстати, в подавляющем большинстве случаев эскалации куда более правильный и быстрый путь это не пытаться во что бы то ни стало передавать проблему только лично из рук в руки, а опубликовать суть проблемы и потом уже делиться ссылкой на неё. Некоторый случайный человек внутри XYZ может не быть в состоянии решить проблему, но он может знать, кто в состоянии или кто ответственный по этой теме. Ему куда легче будет отфорвардить ссылку, чем излагать проблему своими словами (куда вероятнее, что последнее на самом деле не произойдёт). В тех редких случаях, когда дело настолько щепетильное, что публиковать его нельзя, можно, по крайней мере, прямо сказать об этом факте.

5. Всевозможные "одолжения", т.е. что-то, что люди обычно не делают для кого-то с улицы, но могли бы сделать для друзей-приятелей, и, тем самым, сильно облегчить жизнь. Скажем, предварительное обсуждение какой-то идеи потенциального сотрудничества не через стандартные каналы (отдел sales, marketing, начальство), а, скажем, напрямую с инженером. В случае если незнакомый или почти незнакомый человек ищет подобную услугу, мне важно понимать суть идеи, как минимум для того, чтобы я мог правильно преподнести эту просьбу - объяснить человеку из XYZ, по какому вопросу с ним хотят поговорить. Абстрактно "сотрудничество" это слишком мало. Мало ли кто с кем хочет сотрудничать. Зная суть вопроса, я могу помочь выбрать более правильный контакт, или же, наоборот, отказаться помогать по этому вопросу.

Предвижу возражения в стиле "если мне нужно убедить человека X мне помочь, обратившись через человека Y, то почему я должен ещё и убеждать Y? может быть, Y ничего не поймёт, и не оценит, а вот X всё поймёт, вы только меня пустите к X?"

Я думаю, что совершенно справедливо "продавать" посреднику свою идею точно так же как человек продавал бы её конечному адресату. Это своеобразный тест. Если ни одного посредника не удалось заинтересовать настолько, чтобы содействовать, то почти наверняка конечный адресат тоже не будет ничем помогать.

Если этого не делать, то будет много неприятных последствий:
*) людей будут дёргать по малозначительным вопросам, это в целом понижает суммарную эффективность человеческого труда в нашей вселенной, т.е. это The Dark Side,
*) посредники потеряют доверие от конечных адресатов, и не смогут обращаться за помощью в будущем по более важным вопросам,
*) люди будут привыкать дёргать друзей и знакомых по малозначительным вопросам вместо того, чтобы пытаться решать проблемы самостоятельно.
Tags: 1, business, communication, friends, psychology
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments