?

Log in

No account? Create an account
   Journal    Friends    Archive    Profile    Memories
 

"Economy contracted" - morfizm


Jan. 25th, 2016 01:57 pm "Economy contracted"

"Russia's economy contracted by 3.7% in 2015, according to preliminary figures published by the country's statistics service."

Объясните мне смысл измерения экономических успехов в рублях.
В долларом эквиваленте, или даже любых других стабильных валютах, российский ВВП упал более, чем вдвое.
Уровень жизни, я так понимаю, упал примерно так же.

Вот кому конкретно легче от рублёвых расчётов, показывающих сокращение всего на 3.7%? В чём смысл-то?
Или это нужно понимать как "всё упало пропорционально падению курса, плюс ещё на 3.7% сверху"?

25 comments - Leave a commentPrevious Entry Share Next Entry

Comments:

From:rezkiy
Date:January 25th, 2016 10:28 pm (UTC)
(Link)
>> рублях

попоболь от позапрошлогодних азартных игр с валютой?

>> Уровень жизни

У знакомых аутсорсеров всё зашибись.
From:morfizm
Date:January 25th, 2016 10:41 pm (UTC)
(Link)
>> попоболь

Да нет, просто любопытен смысл. Просто если мерить в национальной валюте, то в контексте высокой инфляции это легко манипулируемая величина. Напечатал +4% рублей, раздал, потратили, и вот тебе плюс 0.3% вместо минус -3.7%, так?


>> У знакомых аутсорсеров всё зашибись.

Whom how. У моих знакомых всё более, чем наполовину вниз.
From:rezkiy
Date:January 25th, 2016 11:01 pm (UTC)
(Link)
>> так

нет. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D1%84%D0%BB%D1%8F%D1%82%D0%BE%D1%80_%D0%92%D0%92%D0%9F

>> наполовину вниз

Они тоже аутсорсеры?
From:morfizm
Date:January 25th, 2016 11:11 pm (UTC)
(Link)
Гм. Надо будет посмотреть детально, откуда они эту цифру -3.7%. Потому что дефлятор должен быть весьма значительным, и если они на него умножили, то чтобы получить -3.7% это должен быть значительный рост экономики, просто не достаточно значительный, чтобы компенсировать дефлятор. Если так, то это очень-очень странно, откуда значительный рост (порядка 20%?), если раньше такого роста не было, а факторы бизнеса только ухудшились (напр., секторальные санкции, мешающие брать кредиты, напр., высокая ставка рефинансирования центробанка и т.п.).


>> Они тоже аутсорсеры?

Нет.
From:_m_e_
Date:January 26th, 2016 05:16 pm (UTC)
(Link)
Но аутсорсерам-то согласен что хорошо - уже не первый раз слышу. Платишь в рублях, получаешь в долларах - можно даже поднять зарплату, и быть в большой прибыли. Пострадали только аутсорсеры работавшие на одного заказчика, если заказчик не может теперь с ними иметь дела из-за санкций.

Вообще, экспорт будет прибыльный не только для нефти/газа - нефтяное проклятие наконец уходит.
From:service_picky
Date:January 25th, 2016 10:57 pm (UTC)
(Link)
смысл считать экономику россии в рублях примерно такой же, как смысл существования собственной суверенной валюты для отдельной от сша страны ))
Про уровень жизни "вдвое", вы не так понимаете. рост цен на все вокруг за прошлый год 10-20% (субъективно). Он пока далек от вдвое даже на импорт.

From:morfizm
Date:January 25th, 2016 11:05 pm (UTC)
(Link)
Я не понимаю, причём здесь США. Моя логика применима к любой стране. США очень сильно зависит как от импорта (еда, одежда), так и от распределённого производства и сбыта (расчёты проводятся в местных валютах). Если бы курс доллара упал по отношению к другим валютам, уровень жизни бы тоже упал, потому что импорт и потому что распределённое производство/сбыт. И мне бы точно так же не понравилась идея измерять рост экономики США в долларовом эквиваленте. Я бы предпочёл евро, юани, и т.п. Может быть даже и рубли, если бы они были стабилные на фоне доллара.

Россия зависит от импорта ещё больше, чем США, так что эффект должен быть сильнее. Возможно, моя информация (что уровень жизни упал вдвое) нерепрезентативна, я не знаю. Но сравнивать надо яблоки с яблоками. Я говорю про уровень жизни, а не про "рост цен". Уровень жизни включает как цены, так и доходы, а не только цены.


Edited at 2016-01-25 11:12 pm (UTC)
From:service_picky
Date:January 25th, 2016 11:23 pm (UTC)
(Link)
сша упомянуты как источник долларов, а также как центр мировой системы разделения труда.
Если страна зависит не на 100% от импорта всего - то изменение курса не влияет на уровень жизни так, как вы представили в посте. (а если зависит на 100% от импорта - это не страна).

Управляемая девальвация - вполне себе действенный механизм регулирования экономики для стран, где валюта не привязана к доллару. Это не наш нынешний случай, конечно. Хотя двухгодичной давности снижение курса рубля на ~20% было похоже.
From:morfizm
Date:January 26th, 2016 12:35 am (UTC)
(Link)
Россия, конечно, не зависит на 100% от импорта всего, но ведь зависит, наверное, побольше, чем на несколько процентов. Или я здесь заблуждаюсь?
From:service_picky
Date:January 26th, 2016 12:48 am (UTC)
(Link)
побольше. однако она также много экспортирует, и не только нефть, стало быть экспорт сейчас приносит внезапные доходы и вклад в ввп

об экономике рассуждать, как о медицине, политике, футболе - кажется проще, чем оно есть :)

From:smogendr
Date:January 25th, 2016 11:28 pm (UTC)
(Link)
Дима, по моим ощущениям-наблюдениям-подсчетам, провал на 35-40%
Мои основные "попаболи" возникают при покупке электроники и оплате иностранных тренеров, тут может доходить до 2 раз.
И это терпимо, особенно в сравнении с 93-м и 98-м.
Кстати, цены на мои услуги остались на прежнем уровне ;)
From:morfizm
Date:January 26th, 2016 12:30 am (UTC)
(Link)
Спасибо за датапоинт.
Нужны уточнения :)

1. Что означает "провал на 35-40%"? Это повышение цен на 35-40% или снижение общего уровня жизни на 35-40%?

1.1. Отдельно, обрати внимание, что проценты будут разными, если мы рассматриваем метрики, для которых больше-лучше (уровень жизни) и те, для которых больше-хуже (цены). Напр., повышение на 50% метрики X эквивалентно понижению на 33% обратно пропоциональной метрики. Повышение всех цен в 2 раза (+100%) это эквивалентно понижению дохода на 50% при тех же ценах.

2. Цены остались на прежнем уровне, ты имеешь в виду, цены в рублях?
2.1. Спрос тоже остался на прежнем уровне по всем категориям? (И, как следствие, суммарный ежемесячный доход остался на прежнем уровне?)


Edited at 2016-01-26 12:30 am (UTC)
From:smogendr
Date:January 26th, 2016 11:25 am (UTC)
(Link)
1. трудно сказать, потому что цены существенно поднялись только на часть товаров и услуг. а жилье и аренда например, наоборот подешевели очень существенно.
1.1 я бухгалтерии четкой не веду, поэтому цифры скорее "из подсознания", так что если я зазомбирован, то можно делать поправку на это ;) и вообще, вопрос изменения цен для меня не так интересен, потому что повлиять на него я не могу. какие будут, к таким и адаптируюсь.
2. да, мои консультации в рублях стоят столько же, сколько и год назад
2. сиюминутный спрос у меня скачет дико, однако есть постоянные клиенты и это общий доход стабилизирует. а в целом мало данных и сравнить не с чем, я не могу статистические методы применить. и экстраполировать мой случай на другие тоже будет слишком некорректно.
From:morfizm
Date:January 26th, 2016 12:34 am (UTC)
(Link)
Ещё - ты говоришь только про 2015, или про 2014-2015 вместе? Я подразумевал второе. В 2014 вообще-то официально экономика даже выросла на полпроцента. Но повышение цен уже началось в 2014.
From:smogendr
Date:January 26th, 2016 11:26 am (UTC)
(Link)
да, 2014 ощущался как стабильный
From:me_milady
Date:January 26th, 2016 07:26 am (UTC)
(Link)
"Уровень жизни" это неизмеряемое понятие, лучше ним не оперировать. Уровень жизни упал у разных слоёв населения по-разному.

Люди у которых 80% дохода уходило на еду, стали тратить 100% дохода или кушать гречку подешевле. Их уровень жизни изменился на 15-20%.
Люди у которых 30% уходило на еду, а 70% на технику, поездки за границу - пострадали сильнее - отменяются поездки, откладываются покупки. Для такого человека это существенное падение - "раньше я мог поехать отдыхать а теперь не могу".

Т.е. "средний класс" (люди, которые могут покупать товары длительного пользования) уменьшается.
From:morfizm
Date:January 26th, 2016 07:30 am (UTC)
(Link)
По-моему, у нижнего слоя другой расклад. Типа, 50% на квартплату, 40% на еду и 10% на одежду и покупки для быта. Если еда стала не 40%, а 50%, то одежда и покупки для быта вообще идут лесом целиком. Но по моим данным всё ещё хуже. Из нижне-среднего слоя (не пенсионеры, но и не программеры-аутсорсеры) многие потеряли работу, а найти новую стало невозможно на ту же зарплату даже в рублях. Вот это "жопа", потому что это может быть потеря ещё 30-40% от общего сверху к подорожанию еды на 20%. Это значит, что теперь на квартиру надо 85%, а оставшиеся 15% на подорожавшую на 20% еду, только в объёме 1/3 ккал/день :)
From:rezkiy
Date:January 26th, 2016 09:48 pm (UTC)
(Link)
у тебя извращенное Прибалтикой представление о квартплате.
From:morfizm
Date:January 26th, 2016 10:05 pm (UTC)
(Link)
скорее уж извращённое Украиной представление о доходах.
From:me_milady
Date:January 26th, 2016 10:23 pm (UTC)
(Link)
Та ну, 50% не идет за квартплату даже у самых бедных! Минимальная зарплата 1378 грн, квартплата за однокомнатную около 400 грн (30%) летом и 600+ (50%) зимой, но люди получающие 1378 грн или не платят вообще, или оформляют субсидию.

После "минимальщиков" идут люди которые получают 2000-4000 грн. Из них 400 пусть за квартиру, и 1600-3600 еда, таблетки, бытовая химия. Т.е. 70-80% еда. На еду по-любому нужно 2000грн если ооооочень экономно.
From:morfizm
Date:January 27th, 2016 02:30 am (UTC)
(Link)
Мне кажется, минимальная зарплата это сравнительно good deal, если рассматривать нижний класс. Типичная ситуация это не жизнь в однокомнатной, это жизнь в двух-трёх комнатной с двумя детьми и на полторы зарплаты (у одного стабильная работа, скажем, на минималку, а другой безработный и ищет, или имеет случайные приработки). Т.е. типа штука за квартиру и штука на еду и всё остальное.

Я не знал, что за квартиру можно не платить вообще :) Nice.
А коммунальные не отключают?
From:me_milady
Date:January 27th, 2016 06:52 am (UTC)
(Link)
Свет быстро могут отключить, поэтому за свет - платят. А вот воду или отопление почти нельзя выключить в 1й квартире из столба (стояка) квартир. Там есть методика насчет воды, но сложная.
Поэтому насчет всего кроме света тебе будут сначала присылать просьбы оплатить, а когда задолженность накопится за год-два - повестку в суд.
Я против неплательщиков, но если выбор стоит "кушать или оплатить коммуналку" то пусть лучше человек ест.
From:morfizm
Date:January 26th, 2016 07:31 am (UTC)
(Link)
Ну или это значит, что нужно продавать квартиру жадным буржуям по бросовой цене, и переезжать в квартиру поменьше, увеличив на час в день в одну сторону свой commute.
From:me_milady
Date:January 26th, 2016 10:24 pm (UTC)
(Link)
Не платят они квартплату и все =)
From:_winnie
Date:January 26th, 2016 03:07 pm (UTC)
(Link)
У меня возникло ощущение, что разобратся неспециалисту как считается ВВП - так же просто, как обычному человеку разобраться в происходящем (DNS/TCP/HTTP/JavaScript) про просмотре мультика на ютубе.