Традиционно счастье считают труднодостижимой конечной целью. Например, многие сказки заканчиваются словами "...и жили они долго и счастливо", подразумевая, будто бы до этого они жили в несчастье, а также подразумевая, будто бы после счастья уже ничего не нужно. Также состояние счастья связывают с приобритением внешних атрибутов. Например, дача во Флориде, миллион долларов, десять детей, нобелевская премия
Как следствие из традиционного взгляда, многие люди сознательно избегают счастья, рассуждая примерно так: "у меня есть определённые довольно амбициозные цели, достигнув которых я стану счастливым; следовательно, сейчас я несчастен, а также ощущение несчастья является необходимым, потом что оно будет напоминать мне о недостигнутых целях и мотивировать меня двигаться вперёд". Я до недавнего времени рассуждал точно также, но потом изменил своё мнение, поэтому и пишу этот пост.
Итак, что же заставило меня изменить своё мнение:
Начну с определений. Счастье - это слово, перегруженное различными коннотациями. Поэтому психологи любят использовать термин Subjective Well-Being (SWB), который определён более узко. Далее я буду писать "счастье" и подразумевать SWB. Счастье можно легко измерить (используется опросник). Счастье определяется в основном изнутри. Были проведены исследования, показывающие практическое отсутствие корреляции между внешними атрибутами успеха и уровнем счастья. В финансовом плане небольшая корреляция наблюдаема в интервале между полной нищетой и обычной бедностью, но после определённого минимального уровня дохода счастье не растёт вместе с доходом.
Счастье делят на сиюминутное (on-line) vs глобальное (global). Сиюминутное - относительно текущего момента ("насколько счастлив ты сейчас?"), глобальное - относительно длительного периода времени из прошлого или в будущем ("насколько счастлив ты был в течение последнего года?").
Счастье сопутствует здоровью и эффективному труду. Действительно, когда я делаю много работы, я чаще испытываю позитивные эмоции (сильно увлечён), а когда я злюсь, я скорее буду мысленно пережёвывать причину злости, а не работать. Аналогично с самочувствием.
Что же тогда счастье - причина или следствие? На этот вопрос наука не знает ответа, но понятно, что оно может быть причиной, а не только следствием. Тренируясь чаще испытывать положительные эмоции и направлять мысли в положительное русло (соответствующим объясняя происходящее), в определённый момент я понял, что счастье совсем не должно быть недостижимой целью. Счастливое состояние слишком много пользы приносит здесь и сейчас, и если вдруг очередные исследования покажут, что богатые люди более счастливы, то я скорее поверю, что они *стали* богаты, потому что *были* счастливы, а не наоборот.
По поводу мотивации. Раньше, когда я избегал ощущения счастья, чтобы сохранить мотивацию, я мысленно рисовал себе счастье как такое пьяное лежание на диване с заплывшими от счастья глазами. Разумеется, *такое счастье* плохо сочетается с мотивацией. Но счастье не обязательно должно быть именно таким. Есть очень много позитивных состояний, в которых радость прёт одновременно с творческой волной или с гигантской исполнительностью. Достаточно поймать себя в одном из таких состояний однажды или вспомнить такое, и постараться научиться входить в подобное состояние как можно быстрее и пребывать в нём как можно дольше, а лучше - непрерывно! В таком состоянии у меня возникают:
1. Ощущения замедленного времени. Я делаю работу вроде бы с такой же скоростью, как обычно, смотрю на часы, и удивляюсь тому, как медленно течёт время. (А ведь это и есть продуктивность: для наблюдателя со стороны я, наверное, делаю всё очень быстро).
2. Ощущение свободы выбора. Если я полностью удовлетворён текущим моментом, то нет какого-то одного дела, к выполнению которого меня будто бы подталкивают. Это создаёт в голове ясность, ощущение неторопливости и перспективы. Я мысленно вижу всё, что для меня важно или что я хочу изменить, как по работе, так и вообще в жизни, и стратегически выбираю, что мне делать. По сути дела, мотивация переходит на какой-то другой уровень - вместо эмоций, подталкивающих непосредственно к действию - к стратегическим размышлениям, которые в таком состоянии можно выполнять очень легко и быстро.
Чтобы поддерживать состояние счастья постоянно, неудовлетворённость не должна застревать в эмоциях. Вместо этого она должна материализоваться в виде дела или проекта. Ведь неудовлетворённость - это желание изменить окружающий мир, а изменение - это работа, которую невозможно сделать моментально всю сразу. (А работу можно выполнить куда эффективнее, пребывая в положительном настрое!) Таким образом создаётся интересное ощущение: с одной стороны - счастье, как принятие окружающей среды на уровне эмоций такой, какая она есть, а с другой стороны - всё, что не нравится в окружающей среде не упущено из виду, просто оно не давит на эмоции.
Оглядываясь назад, я снова возвращаюсь к (и укрепляю себя в) мысли, которая мне пришла в голову два года назад, когда я бросал курить: эмоции - это инструмент, средство. Не нужно ставить их конечной целью, и тогда они сослужат добрую службу.